Постоянно все контролирую и не могу принимать решения.

Вопрос психологу:
Добрый день. Моя главная проблема, что у меня ни по одному вопросу нет своего мнения. Не могу увидеть золотую середину между "никогда" не сдавайся" и "если лошадь сдохла - слезь". Моим отношениям с мужем ровно восемь лет, четыре из них женаты. Детей нет, есть проблемы со здоровьем (у меня), не получается. Отношения с самого начала были нездоровыми - моя излишняя тревожность и контроль, его постоянное отстранение от меня и дистанция, отстаивание своих границ. Мы несколько раз расходились на этой почве, но потом отношения возобновлялись по моей инициативе. Я очень долго верила в то, что это такая сильная любовь, а то, что это моя эмоциональная зависимость и нездоровье, поняла только год назад. За этот год я несколько раз ходила к психологу, читала книги по отношениям, пыталась работать над собой, заниматься хобби, общением с другими людьми, в общем отстать от мужа. Как мне казалось, у меня это даже стало получаться, но так казалось только мне, у мужа другое мнение на этот счёт. Он говорит, что не знает, что делать с моим желанием всё контролировать, он измучен, я это вижу, он очень часто обманывает меня по мелочам, но потом это все равно всплывает и выбивает у меня землю из под ног. Он объясняет это тем, что проще мне сказать то, что я хочу услышать, а сделать по-своему, чем говорить как есть, потому что я его заставляю "оправдываться". Ему не хватает личного пространства. Я объясняла, что враньё делает мне больно, что я хочу близких и доверительных отношений, где можно быть открытым, какую-то безопасную территорию между нами, он говорит, что не будет больше обманывать, и все повторяется. Доверия толком нет. То есть, что я имею на данный момент - холодные отношения с отстранённым человеком, в которых я постоянно чувствую, как навязываюсь, испытываю нехватку внимания и жуткое одиночество. У нас нет совместных интересов, планов, он не хочет со мной ходить гулять, постоянно занят компьютером, машиной, своими друзьями. Его друзья это его друзья, к ним он меня не берет, моих не воспринимает, они ему не интересны. В отношении меня и быта у него нет никаких желаний и инициатив, я постоянно что-то прошу сделать, потому что одной тяжело. Логично, что мне хочется развестись, потому что я чувствую себя несчастной. И если честно, мне кажется что я только его мучаю и себя. Он говорит, что разводиться не хочет (может он так говорит, потому что я это хочу услышать). Только когда я думаю о разводе меня охватывает панический ужас, что это я его таким сделала, своими придирками и контролем, что я все испортила и что мои следующие отношения будут такими же, что дело только во мне. Мне не один человек говорит, что у меня тяжёлый характер, со мной не легко, мне сложно общаться с людьми, всегда так было, друзей очень мало. С родителями отношения хорошие. Муж почти два года лечился от депрессии, у него сложные отношения с родителями, тяжёлое детство. Я безостановочно варюсь в своих мыслях об этом. То хочу развестись и вздохнуть полной грудью, то жить с ним до старости и выруливать отношения, ведь это тяжёлая работа, а бросить легче всего. И так на дню по сто раз меня бросает в крайности. И я правда не понимаю, есть ли там что спасать, не понимаю кто из нас прав, не понимаю как лучше, вместе или порознь. Я не знаю как успокоиться и принять хоть какое-то решение. Нет никаких опор. Мне с ним плохо, как будто вся моя энергия утекает в никуда, а потом я думаю, что может это мне самой с собой плохо. Хочу для себя определить какую-то действенную стратегию, как из этого выбраться. Просто какой-то план. Простите за сумбур. Спасибо.
Автор вопроса: Дарья Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Токорьян Валерия Викторовна.
Здравствуйте, Дарья.
Вы абсолютно точно определили, что Вы находитесь под властью противоречивых эмоций и Вам необходим план, стратегия нормализации отношений. Но, прежде всего, необходима стратегия решения того внутреннего конфликта, который живет внутри Вас. Из Вашего письма видно, что Вы работаете над собой, и глубоко продвинулись в этом направлении, Вы отмечаете свою тревожность и желание все контролировать и стремление мужа отстаивать свои границы. Однако это лишь следствие глубинной проблемы, которая существует внутри Вас и еще не осозналась Вами в полной мере. Тревожность, неуверенность в себе, незнание того, что реально хочешь от жизни и от партнера, недоверие к себе и к нему – лишь верхушки айсберга. Убирать их пустая трата времени и энергии. Попробуем найти, что прячется под водой.
Как правило, этой невидимой, но прочной основой всегда выступает страх. Страх быть отверженной, нелюбимой, незначимой. Этот страх может быть ничем не мотивирован, нелогичен, тогда есть смысл говорить о том, что это вовсе и не Ваш страх, а страх Ваших родителей, которые свое воспитание направили на то, чтобы оградить Вас от него. Но тем самым только его укрепили и усилили. Например, мать очень тревожна, испытывает страх остаться одной, страх потерять контроль над ситуацией. Так, она дает неосознанные предписания дочери «не взрослей», «не живи своей жизнью», «не оставляй меня». Вы обошлись коротким замечанием о том, что «с родителями отношения хорошие», но позвольте уточнить. Как они оценивают Ваше состояние и отношения с мужем? Насколько Вы близки с матерью? Делитесь ли Вы с ней своими переживаниями? Делится ли она с Вами – своими? Были ли у Вас конфликты, и если да, что являлось их причиной. Как они относятся к Вашему мужу и вашей семейной жизни в целом? Как складывается семейная жизнь ваших родителей? Были ли у них конфликты или разногласия? Как в общем в Вашем роду относились к мужчинам? Не обесценивалась ли их роль в семье? Или, напротив, к ним предъявлялись завышенные требования, а в отношениях использовались манипуляции, например, женщины рода всегда были «жертвами» и позволяли мужчинам «спасать» их?
Существует вероятность противоречивых посланий, например, «не взрослей» и «не будь ребенком», то есть мать поощряет инфантилизм ребенка, чтобы как можно дольше (в идеале – всю жизнь) оставаться для него самой значимой личностью, и в то же самое время, требует от него принятие взрослых решений, с тем, чтобы не брать ответственность за его жизнь. Своеобразное демонстрация контроля без груза ответственности. Делай, как я хочу, но отвечать за это тебе. Этим может отчасти объясняться Ваше противоречивое «развестись-остаться», «ослабить контроль-требовать постоянного внимания». Подумайте, есть ли что-либо в поведении Вашей мамы (или папы) или в их реакциях на Ваше поведение, что попадало под вышеописанную картину. Например, они не приняли Вашего мужа и постоянно указывают Вам на его недостатки, на то, что он постоянно делает что-то не так, что у других мужья лучше. Но, в то же время, постоянно говорят о том, что девушка обязательно должна быть замужем, развод крайне нежелателен.
И вот Вы, как послушная девочка, принимаете их послания и, соглашаясь с ними, портите отношения с «плохим» мужем, но Ваше «Я», свободное от посланий, пробивается к Вам в виде панического ужаса, который приходит вместе с мыслью о разводе. А общее ощущение несчастья приходит от вынужденного насильственного выбора между «угодить родителям» и «строить свою жизнь самостоятельно».
Исходя из этого, первым пунктом плана я бы посоветовала Вам тщательно и по-возможности честно рассмотреть свои отношения с родителями, оценить их на предмет Вашей зависимости от них, от их оценки, от их посланий. Расспросите подробно маму о том, что больше всего ее пугает в семейных отношениях, а чего, напротив, она искала в отношениях, поинтересуйтесь, какова была семейная жизнь ее матери, Вашей бабушки. Возможно, источник страха и недоверия к жизни и людям лежит именно в прародительской семье.
На это может потребоваться время, но главное, в итоге Вы должны четко осознать, где Ваши страхи, а где навязанные, переданные по наследству, проговорить их, найти их источник, тем самым, обесточив этот канал передачи деструктивной информации.
Открыв и осознав этот источник, следующим шагом откажитесь следовать этим путем. Да, так, условно говоря, жили Ваша бабушка, этому она научила свою дочь, то есть Вашу, маму, а та, в свою очередь - Вас. Но это не значит, что Вы обязательно должны повторять их сценарий. То, что Ваша душа требует другой жизни, говорит то Ваше состояние, в котором Вы находитесь в данный момент.
Сформулируйте для себя новые послания, новый сценарий жизни, в котором будут прописаны те отношения с мужем, которые будут приносить радость и счастье вам обоим, а не только одобряемы Вашим окружением.
Вообще, старайтесь меньше делиться своими личными переживаниями с кем-либо, включая родителей, Ваша семейная жизнь – дело только вас двоих. Не включайте третью сторону в эту область жизни.
Пока создается впечатление, что Вы проживаете не свою жизнь, отсюда все метания, «тяжелый» характер, контроль и так далее. Уберите из своей жизни все, что пришло в нее из опыта прошлых поколений, и у Вас появится шанс заново полюбить своего мужа и создать с ним по-настоящему гармоничные отношения.
Если понадобится помощь специалиста, буду рада помочь Вам.
С уважением, Валерия Токорьян.