Финансовые проблемы и истерики мужа. Часто посещают мысли о разводе.

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Живем с мужем уже 6 лет. Двое детей 3,6г и 1,8г. До рождения первого ребёнка муж работал, был однажды интервал 2 мес по случаю увольнения. В какой-то момент он стал слишком придирчив в выборе работе: мог полгода работать, а потом полгода не работать. Один период не работал 1,5 года. Мы жили за счёт долгов и кредитов. Я на тот момент от одного декрета переходила уже в другой и я начала заниматься коммерцией на ИП. Муж в это время не работал, помогал по дому, с детьми, с нашим делом. Я его просила выйти на любую работу хотя легким графиком 2/2, чтобы была хоть какая-то подстраховка. В итоге в нашем деле сложился не благоприятный период в финансовом отношении. А на нас все ещё висят кредиты и долги за которые стало платить нечем, и он пошёл на работу. Я нашла няни на местности и тоже пошла на работу где пропадала по 12-16 часов графиком 5/2; 6/1 иногда и жёстче. Сил на дом и быт не было. Я старалась на выходных провести время максимально эффективно с детьми: на прогулке, поиграть. Нам очень повезло с няней, так как она держала наш дом в порядке. Мой муж умудрился два раза уволиться за год и решил попробовать себя в новой сфере. Я ему сказала, что если он нашёл куда и он готов попробовать, то пожалуйста. И предупредила, что пока он будет осваивать новую работу я поработаю ещё на своей, чтобы семейный бюджет сильно не страдал. Новая работа его удаленная. Дома при этом в мои рабочие дни была няня, чтобы ему было легче. Я знакомо с ситуацией когда дома дети и при этом ты ещё стараешься работать, что-нибудь сварить, убраться и тд. В один лень он уволил няню. За пару недель до этого мы с ним обсуждали дабы улучшить наше фин.состояние если он уже наловчился и если он готов самостоятельно быть с детьми, то может есть перспективы отказаться от услуг няни. Но она накосячила и они слово за слово зацепились языками и она ушла с концами. Спустя недели три муж видимо стал не вывозить такой прессинг со всех сторон и после работы каждый день стал мне выносить мозг и закатывать истерики, что я плохая мама, жена и домохозяйка. и в таком режиме мы живем уже пару месяцев. И он все время спрашивает сколько я заработала. В целом в месяц у меня получается больше. Я предполагаю, что это его напрягает. Он говорит, что мне все равно на детей и на него и дом в грязи. Я ему объясняю, что это все допустил он. Если бы он ответственнее относился к семье и работал нормально, то я не вышла на работу и сидела дома с удовольствием. Я тоскую по детям, по постоянному времяпровождение с ними. Я люблю с ними позаниматься, поиграться и тд))) Мне не приятно слышать подобные слова от него. А то, что я ему пытаюсь ему объяснить то ли он игнорирует, то от прикидывается дураком. Он много пьёт и если раньше хоть как-то старался держать себя в руках или извинялся за частоту, за агрессию после распития, то сейчас он и не извиняется и считает, что это я его довела до этого. Мне порой кажется, что я скорее всего раньше была в розовых очках и многое позволяла ему, прощала. А сейчас смотрю более трезво на все и он уже спустя n-ное количество лет позволяет себе вести более расковано, но мне от этого ещё обиднее за его поведение, за то что я терплю это. Он замечательный отец! Я бы сказала безупречный, он в принципе и по дому справляется без меня, но он в какой-то момент сказал что он из принципа не будет ничего не делать по дому. Типа я его затащила под каблук! У меня нет и не было такой цели никогда. Я хочу избавиться поскорее от долгов, я не хочу ставить детей под угрозу от голода без работы, я хотела поддержать его при смене профессии, но все никак не понимаю, что сложного понять мою позицию. Я перешла уже на график 2/2, но я все равно не понимаю чем он руководствуется когда хочет чтобы я не работала или просто была больше дома но при этом иметь огромный долг и нам элементарно не хватает денег одеть детей с такими заработками. Благо у меня племянников много и нам помогают мои родственники. Интим у нас бывает очень редко. Я не очень то горю желанием. Я все чаще думаю о разводе. Его одна кривая фраза в грубом тоне уже может быть причиной мысли об этом. С одной стороны я думаю что не хочу жить с таким человеком : безответственным, грубым и любящим выпить очень часто и много, а с другой- он хороший отец для моих детей. И ещё мне не понравилось что он мне один раз сказал, чтобы я сваливала с дома(хата его мамы) и дети останутся с ним. Он шантажирует меня детьми и потом кричит вдогонку что мне все равно на детей и везде грязь и тд.
Автор вопроса: Мария Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Белякова Ольга Васильевна.
Мария, здравствуйте. Вижу только один вариант в вашем случае. Все вопросы задавать именно мужу и обсуждать именно с ним ваши проблемы в отношениях и в финансах.
Рекомендации по построению эффективной беседы с супругом:
1. Выберите подходящий момент, когда и вы и он в хорошем настроении, не уставшие.
2. Можно договориться заранее, что в среду в 19.00 попробуем спокойно обсудить наши финансовые проблемы и как мы будем строить отношения дальше. Для мужчин важно точно когда и о чём вы будете разговаривать. Это снижает у них степень напряжения, уменьшает агрессивную реакцию на вас, которую вызывает неизвестность. Фраза: «Нам надо поговорить» - создает ситуацию неизвестности и повышает тревожность. И, как следствие, негативную реакцию на разговор.
3. Предварительно напишите на лист бумаги все вопросы, которые вы хотели бы обсудить. Если вопросов много — обсуждайте частями.
4. По каждому вопросу для себя обозначьте варианты с которыми в в принципе можете согласиться в обмен на компромисс со стороны мужа и варианты, которые для вас совершенно неприемлемы. Будьте готовы к тому, что вы будете делать, если позиция мужа будет принципиальной и вы тоже не сможете ее принять. И будьте тверды.
Например: если ты не согласишься на то-то и то-то, я подаю на развод.
5. В каждом вопросе напишите для себя (чтобы внятно объяснить свою позицию мужу) — почему вы выбрали такое поведение, какую цель вы ставите пред собой.
6. Важно спросить и внимательно выслушать точку зрения мужа. И спросить какой вариант решения проблемы предлагает он. Почему ему важно именно так.
7. Важно избегать упреков в разговоре: «вот я же говорила...». Важно не обобщать предыдущие проблемы с текущей: «Если вы обсуждаете проблему финансов, не нужно припоминать ему, что в махровые 90-ые он провалил бизнес или еще что-то подобное».
8. Используйте в разговоре «я-сообщение» - говорите о себе и своих чувствах.
Например: когда я слышу слова «свали с моей хаты» - я испытываю обиду. Нельзя говорить так: ты меня обидел, когда сказал «свали с хаты».
9. Обсуждение нужно проводить без посторонних лиц (родственников и детей).
10. Нужно зафиксировать все ваши достигнутые новые договоренности на бумаге в произвольной форме.
Например: Вопрос № 1 «Моя работа» - приняли решение — я сижу дома, муж выходит на вторую работу. И так по каждому вопросу.
11. После обсуждения вопросов напишите план внедрения нововведений, чтобы это было постепенно.
Таким образом вы спокойно обсудите все вопросы и найдете компромисс, устраивающий обе стороны.
Удачи Вам в решении Вашего вопроса.
С уважением к Вам, Ольга.