Изводит муж. Задумываюсь о разводе.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, последнее время все чаще задумываюсь о разводе, отношения 10 лет, ребенок 7 лет. Меня сломали, из сильной я превратилась в тряпку, чем старше становлюсь тем отчетливее начинаю понимать что так нельзя. Муж старше меня на 5 лет, начали встречи когда мне было 17 он постоянно меня учит, а меня это раздражает. Я пытаюсь спорить, доказывать свою точку зрения но от этого только хуже он меня оскорбляет посылает, говорит что я животное и такого рода. Раньше часто поднимал руку, прощала верила что измениться. С годами частично перестал теперь он обходится оскорблениями толчками и тычками. Постоянно меня критикует, убираюсь плохо и мало, не поддерживает мои начинания. Я запуталась, я начинаю верить и думать может я плоха, может действительно надо убираться лучше, он может припоминать плохо вымытые тарелку мне год. Начинает всегда он первый когда я пытаюсь оспорить его слова затыкает мне рот, оскорбляет говорит что если не заткнись ударит. Я боюсь и молчу. Молча слушаю. А потом хожу и думаю почему я это терплю. Я работаю. Не так много времени у меня, но я не считаю что я делаю мало. Последнее время ребенок мне начал говорить мам давай я помогу чтобы папа не кричал. Я в отчаянии, я боюсь перемен, не знаю что делать, некоторые ситуации доходят до абсурда, вроде той которая была недавно пылесосить оказывается надо от окна а не от двери. Я не могу сказать что дома стерильно, у нас большая собака и кот, но я стараюсь. Мне обидно и больно меня опускают ниже плинтуса, я не могу понять как можно за невымытую посуду устроить скандал с оскорблениями меня и членов моей семьи, он часто говорит что все мои родственники свиньи, что у них всех грязно и в моей квартире такого не будет. Помогите мне, сколько лет я еще выдержу не знаю, я соглашаюсь с некоторыми его упреками, но он это мне всегда преподносит как предьяву. Не может напомнить по человечески или просто сказать, ему обязательно надо высказать.
Автор вопроса: Катя Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Сарнавская Татьяна Леонидовна.
Здравствуйте, Катя!
Зачастую принять окончательное решение и решиться на развод очень нелегко: пугает неизвестность («как же я буду одна?»), чувство вины («не смогла сохранить семью»), осуждение окружающих, страх перемен и т.д. Но в этой ситуации очень важно постараться абстрагироваться от эмоциональной составляющей и взглянуть на ситуацию объективно, взвесить все плюсы и минусы (буквально разделив страницу на две колонки, где в одну вы выпишите плюсы - то, что вам дает ваш брак, и минусы – то, что вас не устраивает).
В вашем случае могу сказать, что отношения между вами и вашим супругом являются нездоровыми, манипулятивными, когда один партнер морально подавляет другого. И, к сожалению, шанс того, что отношения изменятся, очень мал. Это возможно лишь в одном случае, если ваш муж осознает, что его поведение по отношению к вам является ненормальным, и предпримет попытки изменить его. Но, как показывает практика, люди, которые позволяют себе в отношениях рукоприкладство, оскорбления, унижения, оправдывают себя по всем пунктам и видят во всем этом вину своего партнера. Поэтому задайте себе главный вопрос, вы готовы всю свою жизнь терпеть подобное к себе отношение?
Еще один немаловажный момент. Ваши конфликты, вашу модель поведения и модель поведения вашего супруга видит ваш ребенок и впитывает все это. Психологическая деформация семьи, когда в семье накаленная обстановка, ссоры, когда родители не могут показать ребенку модель правильных отношений, сказывается на ребенке гораздо сильнее структурной деформации, когда семья неполная, один из родителей отсутствует. Поэтому формулировка «я сохраняю семью ради ребенка, у него должен быть отец» в таких случаях не имеет под собой основания.
«Я боюсь и молчу». «Сколько лет я еще выдержу, не знаю». «Хожу и думаю, почему я это терплю». Это не модель семьи, это модель «агрессор-жертва». Ни одна плохо вымытая тарелка, не так убранная комната, не так сказанное слово – ничто не оправдывает и не заслуживает оскорблений, рукоприкладства и унижений.
Выбор всегда за вами и решение принимать вам, только помните, что у вас есть этот выбор и есть свобода принятия решений, которые никто не может у вас отнять. А также у вас есть силы на перемены, на то, чтобы взять ответственность за себя и свою жизнь. Желаю вам удачи!