Вернулась к мужу, но к себе не подпускаю. Как начать жить полноценно?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, мы с мужем живём 18 лет, у нас есть дочь ей 18. За это время многое пережили и казалось бы все должно было быть хорошо, но к сожалению это не так. Пять лет назад я поехала к подруге на день рождения и позволила себе пообщаться с молодым не женатым ( никогда не был женат) человеком и у нас завязался роман , сначала я пыталась скрыть , но не смогла и призналась , мы поговорили и решили разойтись ( моя инициатива была) я считала что так лучше будет всем, с молодым человеком ничего не получилось , а в это время муж тоже нашёл даму и переехал из своей съёмной квартиры к ней, к тому времени мы с дочкой уже жили вдвоём, но он не вернулся к нам, а решил так отмстить мне. Мщение оказалось не долгим, он вернулся после трёх недель проживания , я домой конечно его пустила , а вот в постель не смогла, проживая какое то время с ним ( год), я решила что наверно нужно начать все таки отношения с кем то, к сожалению не смогла начать с мужем, и нашла мужчину . Почти 4 года я пыталась с этим мужчиной как то начать жить , сняла квартиру, одевала его, и собственно содержала, была его « второй мамой» , но в душе боролись два человека, я не хотела так жить, потом анализируя я стала понимать, что подсознательно я сравниваю всех со своим мужем. Так же не смогла осилить больше такое проживание, и естественно мучительно началось расставание, к сожалению человек не хочет уходить от хорошей и удобной жизни, было море слез, море претензий и очередных унижений, и т.д., но я вернулась домой к своей семье, до сих пор он пытается меня ещё дёргать. Муж меня всячески поддерживает и разговаривает, если мне нужно чем то поделится, либо просто старается не лезть, я конечно вернулась и категорически не хочу больше никуда уходить , но мы живём в разных комнатах, я даже дотронутся до себя не могу дать ему, живём так уже давно, он говорит что потерпит, я не знаю что мне делать и как начать жить полноценно. Буду признательна за какой либо совет, спасибо.
Автор вопроса: Ирина Возраст: 42

На вопрос отвечает психолог Якутова-Вега Людмила Сергеевна.
Здравствуйте, Ирина.
Спасибо за искренность. Честное письмо, в котором Вы спрашиваете: "я не знаю что мне делать и как начать жить полноценно".
Если попробовать ответить совсем кратко, то вернуться в себя. К себе.
Начать спрашивать саму себя. Слушать и чувствовать свои ответы. Свои чувства. Свои страхи.
И, насколько бы не казалась простой идея "вернуться к себе", это может быть одним из самых трудных "занятий".
Возможно, ответы не придут быстро. Или совсем не придут, если чувства и эмоции очень спрятаны от самой себя. Возможно, это чувства и эмоции к мужу. Возможно, к папе. Многие выбирают "не трогать" то, что внутри. Не касаться.
Это даже выглядит зрело и сильно. На самом деле это о сбегании. И, в первую очередь, от жизни. От возможности быть живой. Поскольку быть живой - это проживать весь опыт, все ситуации, все чувства. Приятные и неприятные. Разговаривать начистоту. И не только с позиции: "я так больше не могу", "я хочу уйти", а осознавая и проговаривая, что именно произошло. От чего именно хотите уйти.
Если глубоких переживаний действительно не обнаружится, посмотрите, есть ли чувство вины перед мужем. Если есть, важно встретиться с этим. Посмотреть, простили ли Вы себя. И, всё, что поднимется, продышать. Прочувствовать. Дать возможность этому чувству полностью подняться на поверхность и выйти. И лучше всего могут помочь дыхательные практики, они поднимают самые глубинные чувства и высвобождают их из тела.
Прямо сейчас, читая мой ответ Вам, обратите внимание на дыхание. Насколько глубоко дышите? Есть ли паузы между вдохом и выдохом? Дышите ли вобще? Во время больших процессов (как реакция на стресс) дыхание очень часто становится поверхностным. Если не знакомы ни с какими медитативными и дыхательными техниками, попрактикуйте каждое утро после пробуждения и вечером перед сном глубокое осознанное дыхание с медленным вдохом и медленным выдохом (насколько комфортно). В течение 3х недель. И наблюдайте, что будет происходить. Что будете чувствовать, думать, осознавать в эти недели.
Хотите полноценно жить - начинайте полноценно дышать. При всей простоте метода, дыхание - самый действенный и результативный.
Возможно, есть смысл спросить саму себя, а была ли жизнь полноценной и раньше, до тех самых 5 лет? Если ответите себе, что нет, продолжайте спрашивать себя, что было не так, чего не хватало до ощущения полноценности? Или хватало всего, но не могли оценить этого?
Если нужна профессиональная помощь, чтобы бережно провести Вас через ответы самой себе, обращайте, помогу найти выход из тупикового состояния.
В целом хочу поздравить Вас с тем, что рядом с Вами муж, который даёт Вам внимание и пространство, заботится, не требуя в ответ. Возможно, найдя ответы внутри самой себя и сумев поговорить с ним, произойдёт настоящая Встреча. Возможно такая, которая никогда раньше не случалась. Но не потому, что Вы как-то неглубоко общались с мужем раньше. А потому что раньше не происходило встречи с самой собой.
И для этой встречи не имеет значения, сколько лет Вы вместе. Возможно, Вы только начинаете приближаться к настоящей встрече. Сердец. Душ.
Возможно, нет.
Возможно, всё на самом деле завершилось. Но, чтобы к этому прийти, также нужна честность. И встреча с самой собой. Которая намного значимее любой другой встречи. Правильнее сказать, что для того, чтобы произошли другие встречи, важно сначала встретиться с самой собой.
Важно заметить, что встречу (даже с самой собой) невозможно ускорить. Но можно подготовиться к ней. Опять же, глубокое дыхание, чувствование своего тела (йога, массаж, ванны хорошо возвращают в тело), природа, тишина то, что настраивает на встречу с собой и помогает начать слышать себя.
Желаю Вам красивой встречи!