Мой муж хочет развода или пытается мной манипулировать?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 33, мужу 36. Нашему браку 10 лет. До замужества встречались 5 лет. У нас двое детей: 7 и 5 лет. Год назад мы купили новую квартиру, в которой надо было делать ремонт. Но денег на это у нас не оказалось. Это очень выбило из колеи моего мужа. Он запил. До этого у нас всегда были разногласия по поводу количества выпиваемого алкоголя в семье. Мне не нравятся "бутылочка пива вечером" или "пару рюмок коньяка за ужином". Я придерживаюсь той точки зрения, что выпить можно в компании. Изредка дома. Сейчас мой муж говорит, что на него всегда давил тот факт, что выпить он может только тогда, когда я разрешу.
Начав выпивать, у мужа появились новые друзья. Он стал уезжать из дома поздно вечером и возвращаться среди ночи. Когда я пыталась с ним поговорить, он на все отвечал, что устал постоянно передо мной отчитываться. Он хочет жить так, как ОН хочет, а не вписываться постоянно в МОИ рамки. И его ночные загулы, это как раз из этой серии. Он так хочет.
Полгода он вел такой образ жизни. Я все это время то плакала и просила, чтоб все это закончилось. То истерила «я ухожу». Он никогда меня не останавливал. Наоборот, говорил, что давно пора, поскорее бы я ушла и «не выносила ему мозг».
Так же выяснилось, что у него есть девушка для задушевных бесед. С его слов: ей 23 года, работает официанткой в баре, замужем. Они просто общаются, ничего более. С его стороны я вижу довольно теплые смс: «солнышко», «котенок», «скучаю». С её таких слов в его адрес не было. Мне он говорит, что если бы она ушла от мужа, он был бы просто счастлив.
Месяца 2 назад ночные отлучки у него прекратились. Пить стал немного меньше, вечером бутылку вина или грамм 200 коньяка. Мне показалось, что отношения могут наладиться, но на все мои разговоры на тему «брось пить и перестань с ней общаться», он говорит, что не бросит. Либо принимай меня таким, какой я есть, либо уходи. «Тебе нужен придуманный образ, а не реальный человек». «Раньше, я пытался соответствовать твоим ожиданиям, боялся тебя разочаровать. Я устал. Я хочу быть самим собой. Пить когда и сколько я хочу. Общаться с кем хочу. Уходить и приходить когда захочу».
Сейчас я в процессе переезда на съемную квартиру. Он мне с переездом помогает. Говорит, что по другому никак. «Либо он поймет, что без меня не может, либо я пойму, что хочу с ним жить на его условиях, либо мы разойдемся окончательно». На развод пока не подает.
Почитав различные статьи в интернете, я прихожу к выводу, что возможно раньше наше общение было построено по принципу «мама-ребенок». Сейчас ребенок вырос, и хочет освободиться от мамочкиной опеки.
Или это кризис среднего возраста?
Я понимаю, что надо отпустить и жить своей жизнью, но как бы я не старалась, не получается. Я все жду, что он одумается, и мы сможем восстановить наши отношения. Хотя мне, опять же, сложно представить, как потом со всем этим жить.
Помогите понять мужа: он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО меня разлюбил и не хочет иметь со мной ничего общего. Или все это способ манипуляции, чтоб я приняла его видение дальнейшей семейной жизни.
Посоветуйте, как мне вести себя с ним дальше? Может быть, прекратить всякое общение? Может быть, сосредоточиться на поиске нового партнера: чтоб приревновал, а, может быть, и для себя, чтоб уже закончить эти отношения и идти дальше. Разбитую чашку не склеишь?
Автор вопроса: Дарья Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Ляшенко Виктор Владимирович.
Здравствуйте, Дарья.
Предполагаю, что я дам вам совсем не тот ответ, на который вы рассчитываете.
Во-первых, я бы ваши отношения сравнил не с отношениями «мама-ребёнок», а с отношениями «начальник-подчинённый». Именно так ваши отношения воспринимаются вашим мужем, именно это его не устраивает, именно об этом он вам пытался говорить.
Из колеи выбивает не отсутствие средств как таковых, а то как это отсутствие воспринимается в паре, в контексте каких отношений оно существует. Ваши отношения таковы, что отсутствие средств на ремонт, выбило вашего мужа «из колеи». В общем-то, это не удивительно, поскольку, когда начальство требует и давит, а ты не находишь возможностей, чтобы эти требования выполнить, то это может переживаться весьма драматично, и даже «подкосить». В таких ситуациях мужчины зачастую находят разрядку внутреннего напряжения (которое возникает в отношениях) с помощью выпивки.
Во-вторых, обращает на себя внимание даже то, как вы формулируете предложения: «Мне не нравятся… Я придерживаюсь той точки зрения…». Можно подумать, что ваши убеждения для вас важнее того, что именно происходит у вас во взаимоотношениях, как именно воспринимает муж ваши убеждения, что они для него значат, чего он со своей стороны хочет и что важно для него. Проще говоря: для вас имеют значения ваши ценности, но не имеют значения ценности вашего мужа (собственно, вы ими никогда не интересовались и их не знаете).
Всё, чего он не получает в отношениях с вами, он получает в отношениях с другой женщиной. Но вы даже не интересуетесь, кажется, чего он находит в отношениях с ней, и чего ему не достаёт в отношениях с вами. Вам лишь хочется настоять на своём, «чтобы всё это закончилось», лишить мужа того, что вам не угодно, но что ему нужно, и ничего не дав взамен (того, чего ему действительно нужно, а не того, что вы считаете правильным).
Два месяца назад произошло замечательное событие. Муж принял ответственное решение, и его внутренний конфликт пошёл на убыль: он перестал играть в игру «начальник - подчинённый» («Тебе нужен придуманный образ, а не реальный человек». «Раньше, я пытался соответствовать твоим ожиданиям, боялся тебя разочаровать…»). Соответственно, и потребность в выпивке уменьшилась. Пользуясь вашей метафорой, «ребёнок вырос», и стал мужчиной, а вот мама-начальник всё ещё хочет оставаться «мамой-начальником», а не женщиной и женой, и насильно посадить взрослого мужчину в коляску.
Итак, отвечая на ваш вопрос: «Мой муж хочет развода или пытается мной манипулировать?». Дарья, все с точностью до наоборот. Это вы всё это время пытались манипулировать своим мужем. Вы и сейчас продолжаете попытки это делать, именно о поиске новых способов манипуляции мужем ваши вопросы: «Посоветуйте, как мне вести себя с ним дальше? Может быть, прекратить всякое общение? Может быть, сосредоточиться на поиске нового партнёра: чтоб приревновал…». Но сейчас он вышел из вашей игры, и ваши манипуляции не достигают цели.
Разумеется, советовать вам какие-то новые манипуляции я не стану. Но, возможно, мои комментарии помогут вам посмотреть на происходящее в вашей семье по-новому, и, может быть, вы захотите (вдруг) честных и равных отношений со своим пока ещё мужем.
Пока же вы ждёте, что он «одумается», и надеетесь на то, что ещё сумеете восстановить то, что устраивало вас, но не устраивает вашего мужа…