Мы на грани развода из-за непонимания друг друга.

Вопрос психологу:
Добрый вечер! Мы в браке седьмой год. В последние несколько месяцев муж стал по-другому относиться ко мне. Стал равнодушен, раздражителен, напряжен, постоянно в компьютере. Я старалась понять, что происходит, но он говорил, что у меня паранойя и мне кажется. Причем иногда он бывал совершенно нормальным, а иногда совсем чужим. Признаюсь, я бываю слишком настойчива в выяснениях причин. Я не могу жить в неведении. А он никогда не говорил, что, например, устал или просто плохое настроение. а всегда сразу обижался и говорил, что я ему своими вопросами порчу настроение, а он совершенно нормальный. Муж работает 4 дня за городом, приезжает только на выходные. А приезжает, словно чужой. он хочет казаться естественным, но разве можно обмануть женщину, живущую с ним долго в браке. Мне нужно было, чтобы он просто меня успокоил, сказал, что все хорошо. что любит меня и ко мне это не имеет отношения. но он вел себя странно. Недавно случилась большая ссора, где мы наговорили друг другу лишнего. Я понимала, что меня несет, я иногда слишком эмоциональна. Но даже выясняя отношения, я говорила ему, что люблю его. А он в ответ только говорил, что со мной жить невозможно и что я ужасна. И ни слова о любви. Потом отдалился еще больше. Я пыталась поговорить с ним, что я хочу прикладывать усилия к налаживанию отношений, что мы друг друга не понимаем, и нам нужно работать над этим. Я всегда понимала, что проблема наших отношений в недопонимании. Но муж все чаще стал мне говорить, что со мной общаться бесполезно. то есть, поставил на мне ярлык человека, с которым бесполезно говорить. Мне кажется, это тупик. И вот позавчера я сделала некрасивое дело. Я не удержалась и посмотрела в соцсети его переписку с друзьями, чтобы понять, что происходит. И нашла романтическую переписку с загадочной девушкой. Оказалось, что уже год, как он высылает ей фотографии, они ходили вместе в музей и кафе, он пишет ей, что скучает, также пишет романтические стихи. Я понимаю, что значу для него теперь меньше, чем она. Он делится с ней фотографиями, которые мне не показывал, интересными ссылками и т.д. То есть, со мной ему больше не интересно, а с ней он готов постоянно общаться и все обсуждать. Явно нельзя сказать, что он мне изменяет, но увидеть слова "скучаю", стихи в ее адрес, что он так долго ждал ее звонка... Скорее всего, они часто общаются по телефону. Я призналась ему в тот же день, что я видела переписку. Реакция была ожидаемой, на меня обрушилась злоба. Сказал, что я лезу в его личную переписку. я не оправдываю себя, но разве жить двойной жизнью так долго, обвиняя во всем меня и говоря, что у меня паранойя и мне нужно к врачу из-за моих подозрений, честно? Я спросила его:"если ты теперь всем делишься с ней, а не со мной, то какую роль ты отводишь мне?" он сказал, что у меня роль "домашнего деспота". Я считаю, что муж предал меня, мне больно, я говорю ему об этом, но он словно не слышит меня. Мы на грани развода. я не хочу его терять. говорят, что если человек идет на сторону, то ему не хватает чего-то в семье. У меня сложный характер, но я всегда открыта к общению. Я считаю, что супруги должны разговаривать друг с другом, а не замалчивать проблемы. Но он раньше молчал и подолгу обижался, мог не разговаривать по нескольку дней, я всегда первая прошу у него прощения, хотя считаю, что мы оба виноваты в том, что не хотим договариваться, просто я часто первая начинаю выяснения, а он оборачивает все против меня. Я просто не могу долго находиться в состоянии конфликта. У меня уже комплекс вины и самооценка сильно снизилась. он сказал, что устал меня прощать. Меня это покоробило. выходит, кто просит прощения, тот и виноват во всем. Но я ничего специально не делаю, чтобы эти ссоры были, мы оба очень сложные люди. Я эмоциональная, но отходчивая, а он молчун и обижается подолгу. И еще настойчиво повторяет, что наши отношения разрушила я. То есть, своей вины в конфликтах и разладах не признает вообще. Я не понимаю, что мне дальше делать. все чаще думаю уйти. И ушла бы на время, чтобы он разобрался в себе, но у меня в городе нет жилья. То есть, если уходить, то насовсем, с вещами на съемную квартиру. Я считаю, что он предал меня. Скажите пожалуйста, что мне делать в такой ситуации? с одной стороны, я мучаюсь виной, что ему со мной плохо, с другой стороны я всегда открыта к диалогу, он знает, что он мне дорог, я не стесняюсь ему об этом говорить. А он, напротив, совсем перестал мне говорить "люблю", и даже сказал, что я из него насильно вытягивала эти слова. только злоба. Может быть, я ему уже совсем не важна? Он мне по-прежнему дорог, но я разрушаюсь, как личность из-за смешанного чувства вины и обиды. какие шаги предпринять? мне больно осознавать, что это конец. Хотя я сильная и выдержу разрыв. Но он ничего конкретного не говорит. уходит от ответа. он не гонит меня, говорит обидное "ты мне не мешаешь". он хочет все сделать моими руками? Провоцирует на ссоры, чтобы я сама ушла? Большое спасибо!
Автор вопроса: ольга Возраст: 40

На вопрос отвечает психолог Красина Елена Львовна.
Добрый день, Ольга!
В семейной жизни бывают кризисы. Я думаю, что сейчас вы проходите этот нелегкий период. Прежде всего, надо успокоиться и посмотреть на ситуацию, как на один из периодов жизни, из которого можно достойно выйти, получить жизненный опыт и, возможно, измениться в чем-то и открыть новую глубину в ваших отношениях с мужем. Развод – это крайнее средство, и нельзя совершать такой шаг, руководствуясь только эмоциями.
Иногда, чтобы улучшить отношения очень важно понять причину происходящего. Как можно понять из вашего письма, отношения с мужем ухудшились несколько месяцев назад, до этого отношения были хорошими. В этом случае, я бы рекомендовала вам попробовать мысленно вернуться примерно на год-два назад и проанализировать были ли в то время между вами какие-то серьезные противоречия, невысказанные обиды, нереализованные желания и т.п. Если что-то было, что могло быть причиной ваших конфликтов, то, возможно, стоит вернуться к конструктивному обсуждению этих проблем. Причины семейных конфликтов могут лежать и в родительских семьях, нерешенных родовых проблемах. Но это уже повод для индивидуальной работы с психологом.
Вы пишите, что продолжаете любить мужа и хотите сохранить отношения. Вот некоторые рекомендации, которые возможно помогут вам стабилизировать ситуацию и свое эмоциональное состояние. 1) Сейчас очень важно быть осторожной в любых высказываниях и поступках, чтобы еще больше не обострить ситуацию. Если какие-то слова мужа кажутся вам обидными, и хочется резко ответить, то не торопитесь это делать. Я бы рекомендовала вам сделать паузу, глубоко подышать, или просто уйти в другую комнату. 2) Очень неконструктивно чувство вины, которое вы испытываете и хотите вызвать у мужа. Попробуйте принять, что никто ни в чем не виноват, просто вы переживаете такой период. 3) Вспомните тот период жизни, когда вы только начинали жить вместе. Как вы любили вместе проводить время, что вам особенно нравилось делать вместе? Возможно, вам опять захочется провести время так, как вы это делали раньше. 4) Не требуйте от мужа постоянно говорить вам о любви, ведь любовь можно выражать не только словами, но и другими способами, например, взглядом, прикосновением, какими-то делами, даже молчание в определенной ситуации может говорить о любви. 5) Обращайте больше внимания на себя, на свою жизнь, занимайтесь любимыми делами, больше общайтесь с друзьями.
При необходимости вы можете обратиться за более подробной консультацией. Желаю вам счастья!
С уважением,
психолог
Красина Елена Львовна