Уже год как не могу забеременеть. У мужа началась депрессия в связи с этим. Как быть?

Вопрос психологу:
Добрый день! Я ровно год замужем. Разница с мужем 9 лет. Проблема в том, что в течении года никак не получается с ребенком. Обращалась к врачам, никакого точного диагноза не получила, вроде все хорошо, а почему не получается - неизвестно. Сначала сильно переживала, муж меня поддерживал, а потом немного отошла от этой проблемы и решила для себя - будь что будет. Я прекрасно понимаю, что год это совсем мало. И все бы хорошо - я успокоилась, но вот только пару месяцев назад сломался муж. Сначала стал раздражительным и нетерпеливым. А теперь и вовсе впал в состояние апатии. На все мои вопросы и разговоры ответ один - нет детей, нет смысла жизни. По его словам - нет семьи без детей. И без них он никакого светлого будущего не видит. Ни на какие консультации он не согласится, хотя и сам признает, что его состояние оставляет желать лучшего. Он считает, что у него нет времени ждать несколько лет, когда же наконец у нас дети появятся, мол потом в сорок ему этого возможно уже и не захочется. Я понимаю, что тут еще сказывается его прошлый "семейный" опыт. Лет 8 назад от него забеременела нелюбимая девушка, и он из чувства долга стал с ней жить. Отношения конечно же были более, чем сложными и продержались еле еле 3 года только на ребенке. После расставания девушка увезла ребенка к родителям в другой город. И вот уже 3 года он ездит туда за 500 км, чтобы хоть раз-два в месяц с ним увидеться. Я понимаю, что это скорее всего и является основой его сегодняшнего состояния. Но вот совсем не представляю как вытащить мужа из всего этого???!!!! Очень хочется сохранить брак. Муж говорит, что тоже не хочет расставаться, хочет сохранить брак, но не знает сможет ли ждать, когда появятся дети. Семья без детей для него не имеет смысла. Говорит, что понимает, что у него апатия или депрессия, но ничего не может с этим поделать. Он всегда говорил, что очень хочет детей и я с ним соглашалась. Но прежде я не слышала от него заявлений, что нет детей - нет семьи. Подскажите как ему помочь? Больно видеть любимого человека в таком состоянии!
Автор вопроса: Яна Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Шиколаева Светлана Сергеевна.
Здравствуйте, Яна,
Помочь мужу разобраться в себе и по возможности открыться в чём-то более глубоком и травмирующем его – это что Вы можете попытаться сделать. Но для этого нужно более открытое, более тесное взаимодействие между вами, и готовность мужа к этому. Вы, Яна, можете быть инициатором в том, чтобы предложить максимально сократить дистанцию и максимально открыться друг другу в своих мыслях, переживаниях и ожиданиях. Вы пишете, что есть нечто, что «скорее всего и является основой его сегодняшнего состояния», имея в виду то, что ребёнок мужа живёт далеко, в другой семье. Но твёрдой уверенности нет... Потому что эта его жизненная ситуация как бы «не подходит» под единственную причину того, почему так складываются его отношения с Вами, почему «опускаются руки» к жизни с Вами, если пока нет у вас ребёнка. Вот ведь в чём вопрос…
Необходимо помочь и мужу самому разобраться в своих переживаниях, и Вам самой в его истинных мотивах. Вы сами поразмышляйте и подумайте, готовы ли Вы узнавать и принимать их, хотите ли этого, и если «да», то старайтесь транслировать мужу своим поведением и отношением, что стремитесь к определённости, и Вам важно открыто обсудить ситуацию, Вы хотели бы совместно выработать дальнейший «план действий».
Ваша, Яна, стратегия в достижении цели иметь детей мне понятна, и она вполне адекватна – это стратегия ожидания. То есть пусть всё идёт своим чередом, особых оснований для активных действий Вы пока не видите. Но Ваш муж, похоже, не согласен с этой стратегией, и важно понять, почему.
По тому, как Вы описали состояние мужа, то есть то, что лежит на поверхности – этого недостаточно, чтобы понять и разобраться. Возможно, и он сам не понимает и не осознаёт всех своих внутренних конфликтов и переживаний. Вы пишете: «На все мои вопросы и разговоры ответ один - нет детей, нет смысла жизни». Необходимо понять, в чём причина такой позиции, ибо она является «мотивировкой», но не мотивом его непримиримого отношения к ситуации. Равно как и: «нет времени ждать несколько лет,.. мол потом в сорок ему этого возможно уже и не захочется».
Яна, Вам самой, возможно, будет очень трудно получить отклик со стороны мужа и его готовность анализировать вместе с Вами его личные переживания, которые, как я уже сказала, он до конца и сам может не осознавать. И тогда не давите, потому что такое сопротивление даже вредно ломать и преодолевать, оно является нормальной и нужной психологической защитой в отношениях между мужем и женою. Безусловно, здесь бы очень пригодился психолог. Попробуйте мотивировать мужа обратиться за консультацией к психологу. Кстати, его отказ (если последует) со своей стороны выражать готовность и содействовать достижению желаемого, тоже может навести на размышления о наличии у него скрытых конфликтов и мотивов…
Кроме того, на что я сразу обратила внимание. Вы не упоминаете, что Ваш муж также проходил медицинское обследование. А это необходимо. Необходимо, как минимум для начала знать, что и как с его спермограммой. Наличие у него ребёнка не является гарантией того, что с ним «всё в порядке», и он не может быть причиной того, что зачатие не наступает.
Если решите обратиться за психологической поддержкой, либо определить возможные психологические причины, мешающие наступлению беременности, обращайтесь, буду рада помочь Вам.
С уважением,
Шиколаева Светлана, психолог
Вы можете обратиться ко мне за психологической поддержкой, консультированием или психотерапией.
+7 915 267 3638
[email protected]
Skype: svetlashi