Как восстановить отношения с мужем?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. В браке 16 лет. У нас сейчас кризис в отношениях. Муж начал меня игнорировать. Интим сошел на "нет". Затеяла разговор. Стало только хуже. Сказал, что у нас нет отношений. Что я на него не обращаю внимания. Что он живет по моей указке. А в постели вообще творится что-то не понятное. Это происходит очень редко. И то по моей инициативе. Начинаю ласкаться, лежит с закрытыми глазами. Не прикасается, не целует. Подскажите как восстановить отношения. Я люблю моего мужа. Я овен. Мой муж стрелец. Подскажите, как все исправить. Говорит, что живем как за колючей проволокой. Гостей не приглашаем. Я попыталась измениться. Но ничего не меняется. Сказал, что навязываю ему ЭТО, что человека понимать нужно. У нас двое детей. Еще отрицательную роль в наших отношениях сыграла моя мать. Она сделала на него порчу. Муж не верит, что я не обсуждаю нашу жизнь с матерью (у нас с ней не очень близкие отношения). Муж думает, что я вместе с ней это сделала. Говорит, что я перестала следить за домом, за ним. Готовлю каждый день, живем в своем доме. Хочу измениться. Но не знаю как себя вести дальше. Хочу сохранить отношения. Много читала о стрельцах. Почти все совпадает. Эгоистичен, во всем обвиняет меня. Но я тоже не подарок. Раньше все было замечательно. Муж не упускал возможности заняться со мной ЭТИМ. Общаться было легче. Сказал, что я его во всем поддерживала. А сейчас он один. И у него нет будущего. Как наладить отношения? Что мне нужно сделать? Разговоры не помогут. Стало еще хуже. Я не знаю есть ли у мужа любовница. Но отношения какие-то странные. Да я в последнее время ушла в себя. Денег не хватает. Перестала уделять ему внимание. Зациклилась на поиске дополнительного заработка. Очень хочу измениться и боюсь все испортить навязчивостью. Я стала придираться к нему, ревновать к каждому столбу. Он пытался со мной поговорить, я игнорировала, не прислушивалась. А теперь не знаю как исправить ситуацию. Раньше делали все вместе, и ремонт, и обсуждали все проблемы. Он все делает для семьи. А сейчас у него опустились руки. Считает, что со мной будущего нет.
Автор вопроса: Елена Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Елена!
Кризис в семье – это не только период, в котором происходит разлад в отношениях или «смена игроков», но и период, в котором можно провести «ревизию» самих отношений и найти способ вывести их на новый уровень.
Годам к сорока уже прожито много совместных дней, в которых были и хорошие и плохие моменты. И если семья пережила несколько критических периодов, которые условно закрепляют за определенными временными рамками, то, есть надежда, что очередной период кризиса она может преодолеть достойно! Нужно только немного усилий от каждой из сторон, чтобы пересмотреть отношения на предмет того, чтобы хотелось в них поменять!
Для этого необходимо желание, как минимум, двух людей и их обоюдное желание сохранить сами отношения.
Лучше всего это делать за совместной беседой, но Вы пишите, что Ваш муж не готов к такому контакту и Ваши попытки сделать это только усугубили положение.
Возможно много путей развития Ваших отношений, но, на мой взгляд, Вы должны быть готовы к каждому из них. Ведь очень часто так бывает, что достигнув определенного возраста люди переоценивают свои достижения и неудачи, пересматривают свою жизнь на предмет того, все ли в ней так, как им хотелось когда-то, все ли свои потребности и желания они удовлетворили в настоящем партнерстве. И если результат выявляется для них «неудовлетворительным», они могут прийти к заключению, что в этом отрицательном результате есть виноватые и люди и обстоятельства. И очень возможно, что винить в СВОИХ недостижениях они начнут винить близких своих, считать, что если бы они «реализовывались» с другим партнером, то в их жизни все было бы иначе. И несмотря на то, что все их жизненные результаты зависят исключительно от них самих, а не от партнеров, которые также были результатом их выбора, такие мысли могут отравить любые отношения, какими бы замечательными они не были раньше!
И дело тут не в принадлежности к какому-либо знаку зодиака, а к способности принимать решения в своей жизни и брать за них ответственность на себя. Иногда такая неспособность или нежелание становиться очевидным именно к середине жизни, когда весомых оправданий собственным слабым результатам уже нет! Тогда в силу вступает природные человеческий эгоизм и желание обвинить во всех своих промахах кого-то, только не себя!
Это также может свидетельствовать и о «накопившейся» усталости, когда наоборот, высокая ответственность за семью вынуждает предпринимать попытки членов семьи по сохранению ее жизни на «достойном» уровне. Правда, из Вашего письма не следует, что подобные попытки вы предпринимаете совместно, мне увиделись только Ваши.
Понятно, что тратя больше сил на обеспечение материальной составляющей отношений в семье, сил на эмоциональные отношения уже может и не остаться! Тогда нужно сделать попытку сбалансировать такие усилия: не предпринимать чрезмерные для материального обеспечения, а больше сконцентрироваться на эмоциональном фоне, ведь именно он делает семью семьей! Именно эмоциональная атмосфера вспоминается выросшими детьми как центр притяжения и подражания! Именно атмосфера любви будет помниться им долгие года, а не количество и качество еды, вещей и прочего! Хотя, если Вы уже успели «заразить» Ваших детей потребительским отношением к жизни, когда количество и качество материальной составляющей будет значимей, чем душевный комфорт и эмоциональный уют, то Вам придется столкнуться и с проблемой неудовольствия Ваших чад возможным уменьшением уровня комфортности их жизни!
На мой взгляд, любовь готова простить мелкие неудобства и ограниченность гаджетов, но любовь должна быть искренней, безусловной и уважительной!
Возможно, Вам покажется, что все мои слова не о Вашей проблеме, но мне кажется, что они должны Вас натолкнуть на мысль провести анализ Ваших прошлых и настоящих отношений с мужем! Все ли Вы делали совместно для того, чтобы сегодня понять, почему отношения между Вами потеряли свежесть новизны и трепет любви. Может вся Ваша жизнь была лишь гонкой на выживание, на добывание, на обеспечение «как у всех»!
Если Ваши ответы себе все-таки будут говорить в пользу того, что между Вами была любовь, просто она куда-то делась, тогда попробуйте способ «Татьяны Лариной» - напишите Вашему мужу о Вашей любви! Напомните ему о счастливых моментах, которые Вам запомнились в Вашей жизни, расскажите о тех чувствах, которые Вы испытывали и испытываете к нему. Соберитесь к подруге с ночевкой или в командировку, а сами организуйте нахождение Вашим мужем такого письма. Если искренность Ваших слов и чувств сможет разбудить в нем любовь и уважение к Вашим совместным достижениям в этой жизни, может и он пересмотрит «перспективность» нахождения с Вами! Может по-новому посмотреть на совместно приобретенное в этой жизни – на прекрасных детей, заботливую, но слегка загнанную жену, на дом, который требует не только женской руки для создания уюта, но и мужской, чтобы сделать его надежной крепостью для близких ему людей.
Попробуйте обновить Ваши отношения, добавить в них неординарности и неожиданности (Правда с этим нужно быть осторожной! Мало ли на какую неожиданность можно нарваться!). Романтический ужин, внеплановый совместный отдых. Поход в театр или на кинофильм также скрасит однообразность Ваших будней. Не бойтесь показывать и дарить свою любовь людям, которые для Вас дороги и значимы. И не надо переживать все испортить! Обычно портится все там, где и так уже все испорчено! А если еще теплится надежда на возобновление прежних хороших отношений, то над этим стоит поработать!
Успехов Вам и взаимных чувств от тех, кто Вам дорог!
С уважением, Елена Гладкова