Разводиться или пытаться сохранить брак?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне очень нужна помощь, совет опытного специалиста! Начну по порядку. Замужем 6-й год, ребенку 5-й год. Мой муж всегда был вспыльчивым и местами неуравновешенным. И до свадьбы в том числе. Меня это напрягало, но я терпела, думала, что ради любви и семьи можно и потерпеть. Надеялась, что исправится. Когда я кормила ребенка грудью, муж постоянно тусил с друзьями и даже если мы отдыхали где-то всей компанией, мне приходилось уезжать домой, кормить и укладывать ребенка, а он продолжал гулять. Я редко что-либо запрещала, т.к. считаю, что никто не имеет права ограничивать свободу другого человека, в рамках разумного разумеется. Подозрений об измене у меня никогда не возникало. Единственное, что меня всегда выводило из себя, так это его неадекватная реакция на проблемы, или на мои какие-то поступки, которые ему не нравились. Он может позволить себе наорать, оскорбить очень обидно, швырнуть или сломать какую-то вещь и т.д. Когда я закончила грудное вскармливание, а это длилось почти 2 года, вышла на работу. У меня стало появляться больше времени для себя. Новые знакомства, новые интересы, тренинги, промо-акции, корпоративы и т.д. И я ожидала к себе такого же уважения и понимания, которое я давала мужу, не ограничивая его свободу. У него же началась дикая ревность и вечное недовольство. Даже когда он делал вид, что гордится каким-то моим достижением, потом он мне ставил это в укор, мол, вот зачем тебе это надо, свое время тратить на чужих людей, на работу, а не на нас с ребенком. Скандалы в нашей семье – это неотъемлемая часть. Сколько помню, всегда были крики и оскорбления. Потом муж остывает, просит прощения, и я проглатываю все это. Затем настал период безразличия друг к другу. Он вечерами, а бывало и ночами у друзей (якобы), ну а я с подругами. Только я зачастую с подругами у нас дома, т.к. сидеть с ребенком некому. Я стала замечать, что я очень рада, когда его нет дома. И вот год назад я случайно встретила свою первую любовь. Сначала все выглядело как игра. Было интересно и прикольно. Муж стал что-то подозревать, когда увидел сообщение от М. Устроил скандал и разборки, но кое-как обошлось. Я ни в чем не призналась. Но на этом наши отношения с М. не закончились, все только затянулось и стало серьезней. Меня к нему постоянно тянуло, он ревновал, но молчал. Мы то прекращали общаться, то вновь начинали. Так же в этот же период времени я потеряла любимую и высоко оплачиваемую работу. Для меня это было сильным ударом, я впала в отчаяние и депрессию. Муж сначала поддерживал, но потом, когда начались финансовые проблемы, поддержка перешла в упреки и агрессию. Я стала недоговаривать некоторые вещи, чтобы избежать его реакции и скандалов. Он начал чувствовать, что я постоянно что-то скрываю и стал следить за мной и проверять мои вещи, телефон и соц. сети. Этот тотальный контроль выводит меня из равновесия. Однажды я не пришла ночевать, сказав, что была у подруги. Вечером муж побил меня, сильно ударив в лицо. Почти 3 недели я сидела на больничном с огромным фингалом. Об этом узнал М., но я запретила что-либо делать, чтобы не раскрылись наши с ним отношения. Я боялась, да и сейчас боюсь, что муж в порыве агрессии просто убьет и меня и М. Все подруги в один голос твердили, что нужно бежать и подавать на развод. Но бежать мне было некуда, т.к. у нас общая квартира в ипотеку. К своей матери я уйти не могу. Он к своей так же. Нигде нет места. Так и жили в одной квартире. Он снова попросил прощения, плакал, шантажировал суицидом. В общем я простила и осталась, не стала ничего предпринимать. Все это длится уже год. Сейчас ситуация следующая: муж просит решить, продолжаем мы совместную или нет. М. тоже ждет от меня определенности. А я не знаю, как мне поступить. Как понять какой выбор правильный. Я понимаю, что жизнь, которой я жила раньше, меня полностью не устраивает. Я сама очень изменилась за этот год, и больше не хочу глотать унижения и оскорбления, наступать на горло своим желаниям и терпеть постоянный контроль. Но с другой стороны, у нас ребенок и семья. Боюсь, что разведясь, пожалею об этом. Может еще можно все спасти? И опять – таки страх его реакции очень силен. Как мы будем жить? Как соседи? Мы пытались поговорить, поняли, что взгляды на жизнь у нас с ним разные. Но он пытается сделать меня «плохой» женщиной, гулящей. После разговора с ним, у меня остается чувство вины. Я думаю, может я действительно недостойная женщина? Да, я не зациклена на чистоте и порядке. Я могу оставить дома бардак, собраться сама, собрать ребенка и поехать куда-то. Я не домосед. Я люблю встречаться с друзьями и подругами. И еще эти отношения с М. Получается его я тоже мучаю. Меня очень тянет к нему, мне с ним очень хорошо. С мужем такого давно не было. Мне нужно принять решение, начать самостоятельную жизнь с чистого листа, либо делать все, чтобы сохранить брак.
Автор вопроса: Александра Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Жемчужникова Валентина Михайловна.
Добрый день, Александра!
Очень грустно и обидно читать такие письма. Обидно, что вы позволяете с собой так обращаться, еще и считаете себя в чем-то виноватой и пытаетесь что-то спасти. А в чем ваша вина? Что вы хотите уважительного отношения к себе, заботы и внимания от мужа? Вы правда считаете, что это слишком завышенные требования?
Вы пишите, что боитесь, что вы потом пожалеете о разводе. А о чем конкретно вы будете жалеть? Я, читая ваше письмо, не вижу ничего, о чем можно было бы жалеть и переживать, что этого не будет в жизни.
Вы пишите, что у вас ребенок, семья. А у вас точно есть семья? И что именно вы вкладываете в это понятие?
Ребенок да, у вас есть. Но хотите ли вы, чтобы он рос в такой атмосфере? Чему он может в такой обстановке научиться, какая модель семьи у него перед глазами, что он «понесет» потом в собой в свои отношения, в свою семью?
Я бы посоветовала вам все это обдумать и принимать решение.
Возможно, вам нужна будет поддержка психолога, чтобы разобраться со своими страхами, переживаниями и сделать решительный шаг, и чтобы максимально безопасно для ваших нервов пережить этот период.
Удачи!