Развод или нет? Страх потерять детей!

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Ольга, мне 26 лет. В 17 лет я познакомилась со своим будущим мужем, ему было 19, он мне нравился, потому что уделял мне много внимания, я себя чувствовала особенной, во мне кипела влюбленность. Он был настойчивый, красивый, дерзкий, в общем "плохой" парень. Мы ночами на пролет болтали по телефону, познакомились с его родителями. Он был воспитан улицей, отца не было, мать пыталась заработать на кусок хлеба. В общем родилась дочь, через месяц мне исполнилось 18 лет, по началу муж работал (в течение месяца брал авансы, о которых я даже не знала!), потом вообще бросил работу и стал сидеть дома, играл в онлайн игры, ничем не помогал по дому, при ссорах оскорблял, с психу рвал на мне одежду, разбил телефон, кричал на меня, говорил чтоб я выбирала или он или моя мама, хотя она никогда не лезла в наши отношения, жила отдельно, мой отец умер. Свою мать он ненавидел и ненавидит до сих пор, не спорю, у нее тяжелый характер, он у нее поздний ребенок, но были такие ситуации, что доходило до драк, угрожал ей ножом, стрелял из пневматического пистолета в колени. Он стал очень агрессивным, ругались по каждому поводу, не сказать что он не любил ребенка, но внимания не уделял. В 24 года родился второй ребенок, я тащу всю семью на горбу, он здоровый отожратый мужик, считает себя главой семейства, пьет запоями месяцами, за все эти годы ни рубля домой не принес, меня не уважает, оскорбляет и угрожает, что детей заберет, если я подам на развод. Он всем окружающим испортил жизнь, мне выучиться не дал, его и моей маме угрожал физической расправой, у меня есть 2 брата родных и с ними мы тоже из-за него не общаемся. Гулянки, пьянки, компьютерные игры до 5 утра, с похмелья вечно плохое настроение, проблемы со здоровьем, не говоря уже о том, что вместе выходили прогуляться больше года назад- мне все это уже поперек горла, я уже на старуху похожа, терпеть не могу его, но страх потерять детей не дает мне адекватно действовать в вопросе развода, не знаю как решиться на всё это, детей жалко, с ним они ничего хорошего не видят, образования у него нет, жилья нет, работы нет! Угораздило меня в это залезть.... Кажется, что у него с головой не все в порядке и что он от нас не отстанет! Как заставить его отпустить меня?
Автор вопроса: Ольга Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Федорова Елена Анатольевна.
Ольга, здравствуйте. Прошу прощения за несвоевременный ответ.
Ольга, объективно оценить ситуацию и принять решение о разводе сможете только Вы сами. При этом необходимо подумать не только о себе, но и, пожалуй, в первую очередь – о детях.
Длительное время они живут в семье, где отец не уважает мать, зависим от алкоголя и компьютерных игр, ведет себя агрессивно по отношению к матери и другим родственникам, неуравновешен. Как муж, свои обязанности и функции он тоже не выполняет: не зарабатывает денег, не уделяет внимания детям, не участвует в решении повседневных вопросов и проблем, более того – подавляет Вас, угрожает, проявляет агрессию и насилие.
Это поведение наблюдают Ваши дети. Последствия такого «воспитания» могут быть очень печальными. Дети могут перенять поведение матери или отца и, повзрослев, выстраивать свою жизнь, исходя из родительской модели. Переживания детей могут впоследствии привести к неврозам, навязчивым состояниям.
То, что вы имеете – очень не похоже на счастливые, равноправные супружеские взаимоотношения, на мой взгляд.
Решиться изменить ситуацию и развестись очень трудно. Но спокойствие всегда дороже.
На счет угроз мужа забрать детей, необходимо проконсультироваться с юристом. Как правило, несовершеннолетние дети остаются с матерью в случае развода. Тем более, Вы работаете, у вас есть, где жить. То есть, созданы условия для развития и воспитания детей. Не стоит бояться потерять их в случае развода – предпосылок к этому нет.
Другое дело, если Вы боитесь насилия и агрессии со стороны мужа в случае развода. Это основная проблема вашего запроса, я думаю.
Вы пишете: «Как заставить его отпустить меня?». Ольга, заставить кого-то изменить свое поведение мы не можем. Но каждый человек может измениться сам: почувствовать уверенность в своих силах, изменить свою жизнь к лучшему, поднять самооценку, стать сильной и уверенной в себе.
Для осуществления этих изменений у каждого человека имеется множество внутренних и внешних ресурсов. Эти ресурсы позволяют осуществлять конкретные шаги к намеченной цели, менять свое поведение, изменять ситуацию.
Например, в случае развода, раздела имущества и права видеться с детьми – руководствоваться законом, обратиться к хорошему юристу за консультацией.
В случае бытовых трудностей - не стесняться просить помощи у близких: мамы, братьев, других родственников.
В случае насилия и угроз физической расправы – обращение в полицию с заявлением. Также существуют специализированные кризисные центры для женщин, можно обратиться туда.
Для обретения внутреннего равновесия, повышения самооценки, принятия себя – работа с психологом, самостоятельная работа над собой.
Как видите, изменить ситуацию можно, но для этого придется менять свое поведение, активно действовать, меняться самому. Это долгая, но необходимая работа.
Ольга, я желаю вам не опускать руки и менять ситуацию в соответствии с Вашими желаниями и потребностями. Если будет необходима поддержка – пишите.