Как правильно развестись и не сорваться на самоубийство?

Вопрос психологу:
В браке нахожусь 5 лет 5 месяцев, детей нет, все пять лет безуспешно планирую. Через год после свадьбы попали с мужем в аварию, он получил очень серьезную травму головного мозга. Четыре года восстанавливали череп, в этом в основном помогала семья мужа. После аварии муж очень сильно изменился, стал вспыльчивым. У нас было очень много ссор, с его предложениями развестись, сказанных, как он потом говорил сгоряча. Кидался в меня телефонами, пультом. Это было болезненное состояние его. Думала пройдет время, все уладится. Ведь хоть и угрожал ударить, но ни разу не бил. Я сама холерик и зачастую не могу промолчать, и он себя в гневе не может сдерживать и остановится ругаться тоже не может. Я договаривалась с ним о системе желтых и красных карточек, если говорю или показываю желтую карточку - его несет в неуправляемую сторону разговора и нужно спокойно закончить разговор, если красная карточка - нужно разойтись по разным комнатам. Не действовало, он не останавливался, даже когда я запиралась в комнате или в ванне, ломал замки и выбивал двери (межкомнатные - это не сложно). Каждая ссора - это высказывание претензий ко мне и игнорирование того факта, что эти же самые поступки, он разрешает себе и спокойно относится к таким двойным стандартам. Например, он спокойно относится к тому, что погнул бампер на машине, ездит и нарушает правила ПДД, а за каждый мой проступок, следует ругань на повышенных тонах, например за пересечение стоп-линии. Сегодня ссора началась с утра, я видите ли не повесила его сумку с документами на вешалку в коридоре, и он ее забыл, когда пошел заводить машину и ему пришлось вернуться домой (подняться на лифте на шестой этаж). Сразу с порога наорал и ушел. Я позже присоединилась к нему и сама поехала за рулем. Поехали с компанией за город на шашлыки. Я не пила алкоголь, так как была за рулем. Он много выпил, однако хорошая закуска и алкоголь (коньяк) позволили не быть "на бровях". Когда всех знакомых довезли по домам, я, поворачивая направо, наехала на бордюр (это было в первый раз). Он начал меня отчитывать, что ступица колеса таких наездов не прощает и я ее сломала. Я предложила завтра сама съездить на сервис и все уточнить, так как на мой вопрос "Как сейчас можно узнать действительно ступица сильно пострадала?", он не сказал, что не знает. Затем я возразила, что я молодой водитель с очень маленьким стажем (2 месяца) и когда он только сел за руль в первый же месяц погнул задний бампер, поцарапал дверь и через год по его ошибке мы попали в аварию и он разбил машину. А когда, спустя четыре года мы купили новую (в кредит) и он поставил машину на очень неприятной для разъезда стоянке и ему поцарапали дверь. Я сказала, что именно он как водитель несет за это все ответственность, с семейного бюджета (а у нас ипотека, кредит на машину и пониженная в этом году зарплата) возмещались все убытки. Он начал кричать и материться покажи мне эту царапину, я возразила, что мы ее уже отремонтировали. Он начал кричать и нецензурно меня оскорблять, и повторять "покажи мне эту царапину", я попросила его отстать (тоже в матерной форме), повернулась и пошла домой. Он догнал и угрожал ударить меня, так как я провоцирую его на это. Я повернулась и пошла дальше. Он все-таки догнал меня, когда я возле подъезда доставала ключи от домофона и снова потребовал "показать царапину", я снова его попросила отстать. Затем он ударил меня ногой (голенью) по бедру. (в детстве занимался тайским боксом и этот удар оттуда). Мне было очень больно, я в ответ пнула его по голени и ударила кулаком по челюсти. Вряд ли ему было даже больно,я ведь не обучена самообороне и руки не качала, бить совершенно не умею. Теперь самое главное, я уже давно решила, что если он выполнит одну из своих многих угроз ударить меня, это приведет к разводу. Я готова пойти на этот шаг. Но есть очень много, что нас объединяет, мы работаем на одной работе (коллектив 40 человек, постоянно пересекаемся), квартира в ипотеке, напротив нашей квартиры моя мама купила квартиру (тоже в ипотеку), мы огородили на площадке две эти квартиры, очень много общих знакомых. Я не знаю как жить после развода. Пока самый лучший вариант убить себя. Но я не хочу так заканчивать жить. Мне очень жаль свою маму. Но я и так очень многое сделала, чтобы ей было удобно. Получается, что то что удобно для меня, не устроит ее. Как лучше развестись и оставить знакомства. Муж, на мой призыв просто исчезнуть из моей жизни, сказал, чтоб я убилась. Он морально очень давит на меня и постоянно сам толкает на самоубийство. Как мне себе помочь?
Автор вопроса: Анна Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Богуцкая Олеся Анатольевна.
Анна, здравствуйте!
Убить себя – всегда можно успеть. Попробуйте что-то другое, прежде, чем убивать себя.
Вы сейчас стоите между жалостью к маме, своим материальным комфортом/удобством/бытовым устройством жизни и своим душевным спокойствием, радостью или хотя бы просто спокойной жизнью. Ипотекии кредиты – это хорошо. Это важно. Но что на другой чаше весов? Представьте себя через 2 года. А через 5 лет? Через 10 лет? Где Вы себя видите? Какой? Светятся Ваши глаза или нет? Как Вам видится Ваша жизнь, если оставить все как есть? А если пойти на очень неадекватные шаги на взгляд всех окружающих (боюсь, что и это Вас останавливает очень сильно тоже…)? И что будет хорошо ДЛЯ ВАС? Не для мамы (в конце-концов она взрослый человек и позвольте ей самой справляться с несбывшимися ожиданиями и проблемами в своей жизни самой). Не для друзей и ипотеки. Не для мужа. А для Вас. Да, это все сложны вопросы, это большие проблемы, но нет нерешаемых вопросов. Даже с кредитами и ипотеками. Вопрос в другом – Вы хотите этого? Чего Вы хотите? Какие глаза в зеркале Вы бы хотели видеть через 10 лет? И по какой дороге надо пойти, чтобы с бОльшей вероятностью увидеть эти глаза там? Это ответы, на которые Вам придется найти для себя ответы. Это непростые вопросы. И ответов легких не будет. Решений легких не ищите. Но все равно это узел, который можно распутать, в этом не сомневайтесь.
Я бы Вам очень порекомендовала обратиться за помощью и поддержкой к психологу. Сначала за личной. Вам очень нужен не предвзятый взгляд со стороны. Т.к. сейчас в Вашей жизни очень много эмоций, которые мешают трезво оценивать ситуацию.
Вам хватит сил, чтобы Вы не решили. По письму чувствуется в Вас стержень и характер. У Вас внутри есть сила. И она Вас поддержит. Желаю Вам обрести внутри спокойствие как можно скорее! Если нужна будет моя дальнейшая помощь – пишите, всегда буду рада с Вами поработать!