Муж играет в компьютерные игры и не обращает внимания на меня и на дочку. Дело дошло до развода. Как можно исправить отношения в семье? Или уже поздно?

Вопрос психологу:
Добрый день, я замужем 7 лет, дочери 4 года. Отношения с мужем начали основательно портиться с рождением дочери. Я уехала жить к родителям как только она родилась, т.к. у мужа были проблемы с работой, а мы снимали жилье. Через пол года он приехал жить к нам, я его отправила учиться на курсы, чтобы были еще варианты поменять работу. Отучившись он устроился и мы с дочкой переехали в город, начались придирки по качеству уборки, готовке и прочего, хотя я все по дому делала. Начались скандалы на пустом месте. Хотя он дома не помогал, с дочкой тоже, спать мы сразу после ее рождения стали отдельно. Еще до всего этого он начал играть в "танки", начало доходить до абсурда, когда дочь хотела с ним поиграть, он не мог на нее отвлечься пока у него не закончится "бой". Плюс мы взяли ипотеку, нам помогали мои родители, думала с покупкой свей квартиры он найдет себе занятие дома помимо "танков". Но этого не произошло. У меня на нервной почве начались головные боли и боли в сердце, я начала пить успокоительные. Он периодами после наших разговоров начинал дозировать свое время за компьютером, но хватало его не надолго. У меня Единственную радость дома доставлял мне мой ребенок, когда приходил муж начинались скандалы, упреки и прочее, я сходила с ума. Родители предложили забрать дочку, чтобы я смогла выйти на работу, думали, что это у меня от декрета такое состояние. Я вышла на работу, но ничего не изменилось дома. Я приходила с работы, готовила, убирала, он игрался. Когда нашла место дочке в саду, то я ее забрала, но она 8 мес. жила у моих родителей. Постоянно возникали мысли развестись. Но когда он не сидел за своими танчиками он вел себя вполне нормально, хотя по сути первые три года из жизни дочери он практически не участвовал в ее воспитании. Далее начались скандалы такого рода: я ходила с подругой по магазинам - это значило, что я неизвестно где шлялась, я выслушивала кучу гадостей о себе и это при том, что мой муж единственный мужчина в моей жизни. Я проводила с ним беседы, просила сидеть за компьютером в определенное время, хватало опять же ненадолго, начинались скандалы, что он себя чувствует как в тюрьме. Я выбрала другую позицию, перестала обращать на него внимание, он сидит играется в танки, я с дочкой, когда дочки нет я еду к подругам. Поэтому он мне начал закатывать скандалы и орать, что он со мной разведется, что я опять же шляюсь неизвестно где и прочее, плюс начал говорить, что продаст квартиру и оставит меня с дочкой без жилья. Дочка начала рассказывать бабушке и дедушке, что папа маму не любит, что не хочет с ней играть. Последний раз я выслушала, согласилась с разводом, а с квартирой решила действовать по обстоятельствам, мне начало казаться, что нервы свои и дочери дороже. И знаете, мне стало легче, я два дня ходила с ощущение полного счастья от мысли, что я и дочка будем только вдвоем, без постоянных придирок. Но на третий день он начал плакать и просить прощения, говорил, что никогда не оставил бы нас с дочкой без жилья. Я дала ему шанс, но танчики вернулись в нашу жизнь через пару недель и не покидают нас. Он не обращает на меня и дочь внимания и считает, что для выполнения супружеского "долга" я сама должна к нему приходить. Хотя он планомерно портит мне настроение. Меня тошнит от одной мысли близости с ним, наша любовь перерастает в ненависть, я не понимаю что мне спасать и стоит ли вообще это делать. Человеку 31 год, он вряд ли изменится да и мне это уже совсем не нужно. Я не знаю как начать с ним разговор, т.к. я его боюсь, во время скандалов у него бывают вспышки ярости. Я знаю, что должна решить это сама - жить с человеком, которого начала ненавидеть или закончить все отношения, но помощь психолога мне была бы очень полезна. Заранее спасибо за ваш ответ.
Автор вопроса: Юлия Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Вильдт Марина Александровна.
Здравствуйте, Юлия!
Ситуация у вас не из радостных. Очень сочувствую вам и надеюсь своим ответом облегчить ваше состояние.
Вы пишите, что отношения начали основательно портиться с рождением дочери. Такое бывает в парах, так как ваше внимание в большой степени ушло к новорожденной. Вы не могли больше уделять внимание мужу в том количестве, как раньше. Так же с рождением ребёнка психический и эмоциональный фон женщины в большинстве случаев меняется. Это для мужчин ново в партнерше. Для мужчин эти изменения чужды, хотя может проснуться чувство ответственности. Многим мужчинам необходимо научиться выстраивать отношения с ребенком. Некоторые не знают, как обрашаться с новорожденным. Для женщин это проще. Они носят ребенка до рождения и после его рождения он не предстаёт перед ними, как совершенно незнакомый человечек. Лучше всего, когда пара настраивается на новую ситуацию еще во время беременности. По этому поводу есть много литературы. Но можно искать разговора в паре и после рождения. Каждый партнер может сказать, что его тревожит, что он желает и вдвоем можно найти компромис. Может тогда будет молодому папе легче настроиться и лучше идентифицироваться со своей ролью папы.
Обвинения вашего мужа вас во всяком роде неприличном поведении происходии потому, что он чувствует свою вину перед вами и проицирует её на вас. Но он ничего не может с собой поделать. К сожалению игровая зависимость у вашего мужа останется на всегда. НО, с ней можно хорошо жить держа ее под контролем. Для начала вашему мужу необходимо осознать свое состояние. Ему никто не сможет помочь, если он сам этого не захочет. На следующем этапе ему нужна хорошая замена его стимулу в игровой зависимости. Он может начать регулярно заниматься спортом например. Необходимо, чтобы это новое занятие предоставляло ему удовольствие и ещё лучше, если при этом будут вырабатываться гормоны счастья на физическом уровне. Ему необходимо взвесить все за и проив его игрового состояния и того без игры. Например "за" во время игр было бы, что он чувствует себя победителем. "Против" было бы здесь, что он потеряет семью. "За" без игр означает например, что он будет жить с женой и дочерью. "Против" было бы, что у него не будет времени только для себя, когда он погружается в свой мир. Чтобы иметь время только для себя, он может заняться бегом например.
Поговорите с мужем. С первого и может со второго раза это не получится. Наберитесь терпения. Объясните ему без претензий, что вы заботитесь о нем и не хотите, чтобы его игромания со временем повредила его жизнь. Объясните признаки его зависимости. Он зная то, что может потерять многое, держится за свое право играть. Так же он стает раздражительным, если ему что то мешает в этом. Игровая зависимость имеет такую же природу существования, как алкогольная или любовная. Здесь стимул везде разный. Ваш муж зависим от игр.
Я понимаю, что у вас накопилась обида. Это и не удивительно. Перед тем как разговаривать с мужем, возьмите пожалуйста себе время и поработайте над прощением его.
Я желаю вам удачи!
С верой в вас и ваше личное счастье!
С уважением, Марина Александровна.