Возможно ли психологическое расстройство у отца?

Вопрос психологу:
Добрый день, мне 25 лет. Обращаюсь к Вам за консультацией, возможно вы опознаете в человеке психологическое заболевание, расстройство по моему описанию. Дело в то, что у нас в семье проблема с взаимоотношением с моим отцом. Причем проблема эта уже давно нас мучает, в семье Я, мама, брат и отец. Вся проблема в поведении отца. Он может резко без причины резко стать настолько агрессивным, что это просто ненормально. Вот например, был случай сидел спокойно на диване с мамой и смотрел телевизор, потом вышел за сигаретами (2 минуты) и когда вернулся домой накинулся на маму с угрозами и упреками, обвинял её во всех проблемах, которые сам же и создает себе и семье. Кричит постоянно на маму обвиняет её во всем, что влезет в голову, хотя сам понимает умом, что эти обвинения и упреки выдуманы им самим, и того в чем обвиняет её просто невозможно. Все идет своим чередом, как обычно, и снова безо всякой причины он начинает скандал, такое чувство как будто его кто -то подначивает на это, сидит в голове у него и говорит "сделай то... скажи это..."
Бывает что после скандала сильного он уходит на работу, когда же возвращается может заговорить с мамой так как будто ничего и не было, а иногда наоборот, может более месяца ходить злой. Постоянно сам себе придумывает проблемы, он в прямом смысле слова ходит по квартире и стонет, охает и ахает постоянно, как будто его кто-то заставляет делать то, чего он не хочет. Даже окружающие удивляются его поведению и отношению. Даже взгляд у папы такой, как будто он сейчас накинется на кого-нибудь и убьет просто.
Мы не понимаем из-за чего у отца такие смены настроения, почему без причины в считанные секунды он может рассвирепеть до невозможности. Однажды после сильного скандала дома, он ушел на работу и по возвращению признался, что сам не понимает зачем он устроил скандал дома, почему так агрессивно и даже жестоко себя вел с семьей, почему обвинял маму во всем что только мог придумать (именно придумать, потому что обвинения беспочвенны абсолютно и сам он это умом понимает)
Думала сначала, что это раздвоение личности, но этот вариант отпал, т.к. при таком синдроме человек не помнит того, что говорил или делал. Отец же у нас помнит что говорил, как обижал нас... Он просто портит жизнь и себе и нам всем. Мы же с мамой выглядим как анарексички, от переживаний и нервов похудели сильно очень. Причем насколько я помню отец всегда был таким "психом", постоянно устраивал скандалы, причины придумывал или создавал сам. У него явно проблемы с психикой, но вот какие именно проблемы я не понимаю, надеюсь на Вашу помощь, что может Вы по описанию его поведения сможете приблизительно диагностировать какие могут быть это отклонения у него и как с этим бороться, может успокоительные ему надо принимать, чтобы агрессию свести к нулю?
Автор вопроса: Мира Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Сологубова Екатерина Александровна.
Здравствуйте, Мира!
Начну с того, что ставить диагноз не в компетенции психолога, этим занимаются психиатры. Обращение к специалисту такого рода возможно в двух случаях: или с согласия самого человека, или же, если он опасен для себя и окружающих. Насколько я понимаю, это не Ваш вариант, т.к. отец только вербально проявляет свою агрессию, не применяя насилия (ведь Вы упомянули о том, что такое его поведение не возникло вдруг, оно остается таковым на протяжении довольно длительного времени).
Кроме того, при психических отклонениях различной этиологии, как правило, страдает социальная составляющая – человек перестает работать, общаться с другими, выходить в мир. Ваш отец, как я услышала, вполне адаптирован в социуме, он работает, живет в семье и т.д. Так же он достаточно критичен к себе, способен к самоанализу, объективной оценке своих поступков, что тоже свидетельствует об его интеллектуальной сохранности.
В процессе прочтения письма у меня возникло несколько вопросов: «А с какой целью Вы хотите диагностировать у Вашего отца психическое отклонение? Зачем Вам это нужно? Какие последствия этого Вы видите? В чем благополучный исход этого мероприятия?» Ответьте себе на них, возможно что-то проясниться для Вас самой, и Вы сможете глубже посмотреть в себя.
Есть еще один момент, о котором хочется сказать. Мира, а Вы достаточно хорошо знаете своего отца, осведомлены ли Вы о всех подробностях его совместной жизни с Вашей мамой. Возможно, есть что-то, что его мучает, что-то, что он не реализовал в своей жизни… Это может быть и глубокая обида на супругу… Но это только лишь предположения, прояснить которые возможно только в процессе конфиденциальной беседы с ним, один на один.
Не знаю, насколько уместен будет вопрос о том, что Вас удерживает от ухода из родительской семьи и от начала собственной самостоятельной жизни? Смею предположить, что это некая ответственность за судьбы мамы и брата…Но ведь мама - взрослый человек и как-то же она справлялась с этими вспышками агрессии ранее, когда Вы были еще совсем ребенком. Возможно, как вариант, попробовать пожить самостоятельно, но ни в коем случае не воспринимать это как бегство с «поля боя». Ваша мама сама выбрала этого мужчину в мужья и, если она до сих пор с ним вместе, значит что-то ее устраивает и удерживает в этих отношениях. Но Вы совершенно не обязаны жить с отцом! Уходя, вы не оставляете маму и брата без поддержки, Вы будете рядом с ними в трудные минуты и всегда на связи.
По поводу успокоительных препаратов, очень может быть, почему бы и нет – но весь вопрос в том, согласиться ли он что-либо принимать. Еще можно поговорить с ним по поводу обращения к психологу – это будет более экологично для него, чем, если Вы предложите ему посетить психиатра. Психолог же, в свою очередь может перенаправить его к психиатру (в том случае, если почувствует, что без антидепрессантов не обойтись). Врачей подобного рода не надо бояться, многие из них занимаются частной практикой, без привязки к ПНД (психоневрологическому диспансеру), т.е. при таком формате не общения никакой постановки на учет не будет.
Насколько я услышала из Вашего письма, отец сам чувствует себя некомфортно после подобных вспышек гнева, испытывает чувство неловкости и вины перед домочадцами. И, скорей всего, подобное поведение ему самому доставляет массу огорчений и не улучшает качество его жизни. Поэтому, возможно, он услышит Вас и согласиться на обращение к специалисту, который более детально узнав о содержании и первопричинах подобного состояния, сможет дать компетентные рекомендации.
Мира, желаю Вам удачи и всего хорошего. С уважением, психолог Сологубова Екатерина.