Как жить со свекрами-алкоголиками?

Вопрос психологу:
Добрый день! Родители моего мужа алкоголики. Живем с ними вместе в двухкомнатной квартире. Пьют они не то чтобы постоянно, но раз в полгода уходят на недельный запой. Свекор не работает, свекровь работает консьержкой в нашем же подъезде, получает символическую з/п. Живут с того что сдают однокомнатную квартиру, тоже за небольшие деньги. В основном содержим их мы. Когда не пьют: более-менее адекватные люди, могут посмотреть нашего сына, которому 1,5 года, выводят собаку, готовят кушать. У мужа с ними натянутые отношения, когда они пьют в семье скандалы. Свекры живут воспоминаниями 90-х, когда они купались в деньгах, и когда им муж указывает на то что он их содержит, вспоминают ему то, что они ни в чем не отказывали ему в детстве-отрочестве и вообще "ты такой-сякой, ничего не добился" и тд. Квартира в которой мы живем - приватизирована на отца и мужа, но продать ее и разъехаться свекор не хочет. Скандалит, что вышвырнет нас из жилья. Мне безумно жалко мужа. Когда это все происходит он нервничает, потом когда они отходят от пьянки - у них давление 220 на 120, дает им деньги на лекарства, а то умрут еще. Хотя недавно он дошел до того, что сказал что когда они уже умрут, раз переплачем и не будем мучиться. У мужа тоже были проблемы с алкоголем, из-за того, что они пили, он уходил из дома, но с появлением семьи и ребенка муж работает на двух работах, очень старается, а его родители получается тянут его вниз. Разъехаться нормально не получится: муж не хочет снимать жилье при двух квартирах, а свекры не отдадут нам вторую квартиру, потому что лишаться источника денег. К слову, в той второй квартире изначально жил муж с покойной бабушкой, но когда он был в армии - родители взяли и начали сдавать эту квартиру, а ему выделили комнату в своей квартире. И сколько б он с ними не выяснял отношения квартиру ему не вернули, приватизирована она на мать. При всех этих скандалах, мне хочется взять ребенка и убежать из дому, но это еще больше усугубляет ситуацию. Я никому не рассказываю о том что свекры алкоголики даже родителям. Если им не давать денег, возьмут продадут вторую квартиру и будут пить на эти деньги до смерти. А у нас ребенок, и мы неизвестно заработаем ли на квартиру. Существует ли модель поведения, или какие должны быть условия чтоб алкоголики не пили? У них всегда будут деньги от сдачи квартиры, лишить денег не выйдет. Маленький внук их не сдерживает, проблемы со здоровьем тоже. Просто невыносимо с ними жить в дни запоя, а скоро ребенок начнет все понимать. Не ждать же когда они умрут, с этими скандалами скорее мы с мужем здоровья лишимся.
Автор вопроса: Диана Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Васильева Юлия Владимировна.
Здравствуйте, Диана!
Очень сожалею, что вам приходится жить в такой непростой атмосфере. Давайте вместе разберемся в этой проблеме, чтобы вам в дальнейшем принять правильное решение, как жить дальше.
Диана, проблема, с которой вы столкнулись называется созависимостью. Что это такое?
Созависимый- это тот человек или члены семьи, чья жизнь вынужденно подчиняется образу жизни родственника-алкоголика. Приставка «со» в слове созависимость означает «зависимость с кем-то». Созависимость близкого человека оказывает негативное влияние на близких родственников и является мучительным состоянием для всей семьи пьющего.
От постоянного напряжения и отрицательных эмоций у родных алкоголика понижается самооценка. Они становятся зависимыми от мнения окружающих. У созависимых отмечается повышенная чувствительность к реакции посторонних людей на их проблему, поэтому они стыдятся о ней говорить или скрывают ее существование.
Созависимые родственники думают, что они могут держать под контролем употребление спиртного в семье. Чтобы осуществлять это, они используют: уговоры, советы, принуждение, угрозы, указывают на беспомощность человека или внушают чувство вины своим родственникам-алкоголикам. Но невозможность контролировать приводит их к депрессии и расценивается созависимыми, как собственное поражение.
Со временем,в жизни созависимых возникают: тревога, стыд, вина, подавленность, отчаяние, апатия, разочарование, негодование, раздражение, обида, ярость, гнев, злость с которыми им все труднее и труднее становится справляться. Но больше всего их тревожат страх неизвестности и неуверенность в завтрашнем дне.
В семье созависимых и алкоголика ощущается разлом внутрисемейных взаимоотношений. Их жизнь состоит из постоянных конфликтов, скандалов, негативных эмоций, взаимных обвинений и отчужденности. Все это разрушающе действует на семью, и как результат очень часто такие семьи распадаются.
Есть ли выход в этих обстоятельствах? Есть!
Лечение алкогольной зависимости не должно быть направлено только на больного алкоголизмом, оно должно обязательно касаться и всей семьи пьющего. Большей эффективности лечения и ускорению процесса выздоровления больного алкоголизмом способствует вовлечение родных в терапию.
Существуют реабилитационные центры для алко и наркозависимых. В реаб.центрах предлагаются специальные программы помощи зависимым людям и их родственникам. Они включают в себя:
- лекции, раскрывающие суть алкогольной зависимости и созависимости близких, и пути их преодоления;
- сеансы психотерапии направленные на сплочение семьи и восстановление взаимопонимания;
- помощь психотерапевта созависимым родственникам;
- семейные консультации.
Диана, я вкратце, описала вам суть проблемы с которой вы столкнулись. Методов психологического влияния на пьющих родственников не существует потому, что заниматься алкоголизмом это их собственный выбор. Они вправе жить так, как им хочется. Но, если человек осознает свою зависимость и ищет выход из нее, только при этом условии лечение принесет положительный результат.
В вашем случае, я бы вам рекомендовала отделиться от родителей, сменить квартиру и жить жизнью своей семьи. Такой шаг спасет вашу семью от негативного влияния пьющих родственников, ребенок будет расти в спокойной обстановке с любящими родителями, снизиться психологическая нагрузка с вас и вашего мужа.
Только в случае, если родители захотят изменить свой образ жизни и отказаться от алкогольной зависимости, советую вам обратиться в реабилитационный центр для алкозависимых, где окажут помощь им и вам.
Желаю вам терпения и мудрости для принятия разумного решения.