Как побороть бессонницу отца?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Я хочу проконсультироваться по поводу бессонницы моего отца. Сам он к психологу обращаться не хочет.
У моего отца проблемы с почками, удвоение, камни и т.д. К сожалению в нашем небольшом северном городке нет хороших специалистов. Пойдя к урологу с болями отец получил диагноз простатит, массаж простаты, когда в тот момент там находились камни и песок, ему массажем все расцарапали и пришлось ехать в Москву. Там установили, что никакого простатита нет и в помине, есть только камни и теперь травмированная простата. Камни раздробили, вывели, однако показатели никак не приходят в норму. Был отек почки, глядя на который нефролог сказала, что еще чуть-чуть и почка откажет. После этого он перестал спать. Отек ему сняли, анализы если и не в норме, то по верхней границе. Однако сон так и не приходит. Спит по часу-полтора в сутки, даже со снотворным. Все врачи говорят, что проблема в голове, а сам он расклеивается. Мы уже не знаем что делать, как помочь. Говорит чуть засыпает и как будто его кто то толкает, он просыпается и больше не может спать. Ходил на иглотерапию, к неврологу и терапевту. Все разводят руками так как повторюсь, физически здоров, не считая дикой усталости и заторможенности. Дома у него отдельная комната, нет животных или маленьких детей, которые могли бы мешать спать. Все разговоры у него только о том, что он не спит, сколько минут удалось подремать. Всю ночь бродит по квартире. Про снотворное: выпьет в дозе, приписанной врачами, уснет на пол часа, дальше не спит, с другим снотворным так же. Чуть превысит дозу и вообще не засыпает. Больничный ему не открывают, отпуск потрачен на поездку в Москву и лечение там почек. Сказал если так будет дальше, то будет увольняться. Ему 50 лет, во время лечения очень похудел. Питание в норме, мясо в малых количествах в основном овощные рагу и каши, рыба (по рекомендации врача). В выходные выезжает на дачу, пробовали перед сном гулять. Такая ситуация уже больше месяца, мы не знаем как ему помочь и сами уже еле справляемся. Спасибо!
Автор вопроса: Ирина Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Кондаурова Ксения Вадимовна.
Здравствуйте, уважаемая Ирина. Я понимаю, как тяжело наблюдать за страданиями близкого человека. Бессонница - это очень мучительное состояние.
Я дам Вам некоторые советы и рекомендации, а то, насколько Ваш отец к ним прислушается зависит от того, насколько он готов принимать помощь.
Ваш отец перенес тяжелую болезнь, осложненную неверным диагнозом. Его парасимпатическая нервная система истощена и не справляется со своими функциями торможения. Поэтому он находится в постоянном напряжении, отсюда и ощущение "будто кто-то толкает" во сне.
Для начала вашему отцу необходимо начать практиковать дыхание, запускающее эту самую парасимпатическую нервную систему. На два счета вдох, два счета пауза, четыре счета выдох. Т.е. выдох должен быть в два раза длиннее вдоха. Это, казалось бы, элементарнейшее упражнение замедляет сердечный ритм и успокаивает человека. Пусть он практикует его в течение дня и перед сном. Пусть, ложась в кровать, он лежит и дышит в таком режиме, вставать можно будет только если спустя час-два дыхание не поможет.
Кроме того Вашему отцу, Ирина, рекомендуется практиковать различные медитации, которые в огромное количестве можно найти в интернете. И всевозможные телесные техники для релаксации перед сном. Например, йогу. Комплексы упражнений нужно найти на ютубе.
Так же рекомендую попить корвалол, который так же поможет замедлить сердечный ритм.
Ваш отец пережил тяжелое заболевание. Возможно даже это была первая его тяжелая болезнь в жизни. Очень часто бывает, что когда в таком возрасте, человек внезапно обнаруживает, что его тело - это не совершенный механизм, оно может стареть и болеть, человека это ужасает. Ведь перед ним возникает перспектива его смерти. Человек понимает, что бОльшая часть жизни уже пройдена и впереди неотвратимость конечности его жизни. Это особенно ужасает тех, кто не слишком был удовлетворен своей жизнью.
Видите, какая интересная штука, Ирина: в танатотерапии сон - это одна из пяти, так называемых, смертей при жизни. И Ваш отец не может заснуть.
Это не Ваша проблема и Вы вряд ли можете здесь чем-то помочь отцу. Но, если у Вас достаточно близкие и доверительные отношения, Вы можете попытаться вывести его на разговор (только если Вы к нему готовы). А по большому счету, Вашему отцу, конечно, показано обратиться к психотерапевту. Но ему придется работать. Психотерапия - это не тоже самое, что принять таблетку и ждать результаты. Это тяжелый и затратный труд, который вознаграждается многократно.
Рекомендую к прочтению книгу Ирвина Ялома "Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти".
Вы не сможете уснуть за своего отца, Ирина, но Вы можете попытаться убедить его пойти к тому, кто действительно может помочь. Его проблема, как говорится, в голове, а не в теле, поэтому и работать с ним должен специалист "по голове". Спросите его, что он потеряет, если обратится к психотерапевту и поработайте с возражениями.
Успехов Вам, Ирина, искренне надеюсь, что сон Вашего папы наладится.