Что делать с ленивым братом.

Вопрос психологу:
Добрый день! У нас в семье большая проблема - Брат практически не работает. Врет и крадет! Он загорается чем то, а потом полежит на диване и через пару часов ищет причины не идти, ему 25. Года 3 назад работал в недвижимости, получал хорошие деньги, но тратил на шмотки и пьянки. Жил с девушкой, которая хотела жить в роскоши. Сначала помогала ему платить за квартиру, а потом все деньги тратила на себя, а его наставляла на то, что мужчина должен содержать ее. С тех пор он начал одалживать деньги. Выкручиваться в своих объяснениях о чем то. Мы думали, что она его "сломала" как личность. По началу боялись сильно давить, думали переживает из за расставания с девушкой, а видим что нет. У него банальная лень! Была машина. Авто поломанное (потому что нет денег за ней смотреть) в гараже, девушки постоянной нет. Гулять он ходит и с девушками зажигает. Но на это все, нужны деньги. Сначала стал воровать деньги у родителей в заначках, потом у меня с мужем. Стал из дому выносить ценные вещи в ломбард. Врет по малейшему поводу. Нагло врет. При том что спалили на горячем, как на краже так и на вранье. И теперь как только видим, что врет, сразу указываем на это, но его вроде это вообще не задевает. Ходит и нормально общается, вроде ничего не случилось. Родители и по хорошему и кричали и плакали и по морде били, а он вроде все понял, обещает измениться, а на следующий день все возвращается на свои оси. Уже практически лишился всех друзей, потому что надоело им его постоянно угощать и слушать сказки. Такое впечатление, что он живет в своем мире. Друзьям врет о несуществующей работе, о колоссальной перспективе, хотя сам спит дома. На своих "работах" врет про причины, чтоб опоздать, не прийти, нам же врет, что ему с работы позвонили и сказали не приходить. Наши предположения - что такое было и раньше, просто мы на это не обращали внимания, так как вроде все было хорошо, и поэтому он расстался с той девушкой. Руки выросли с того места, если захочет - горы свернет. С виду, здоровый, красивый, нормальный парень. Если бы познакомились где-то , и вам такое рассказали - вы бы не поверили. Душа компании!! ему за красивые глазки даже оценки ставили в университете. Мы не знаем что нам делать и к кому обратиться.
Автор вопроса: Александра Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Добрый день, Александра!
Описанный Вами случай с Вашим братом, кончено, не может не тревожить родных и близких. Только есть одно большое «но» в Вашей тревоге – до тех пор, пока это устраивает Вашего брата, Вы ничем не сможете повлиять на ход ситуации.
Если человек ведет такой образ жизни, как Ваш брат, то, похоже, у него есть такая возможность! Это может быть неспособность родителей настоять на его сепарации от семьи – просто отказать ему в содержании и удовлетворении его первичных потребностей, таких как еда, расходы на личные нужды, оплата коммунальных услуг и т.п., оправдание его поведения будущей возможностью его «взяться за ум», попустительство его поведению не только сейчас, но и ранее, что способствовало привычке вести паразитический образ жизни. В Вашем случае еще и присутствует ярко выраженная зависимость от мнения окружающих, причем посторонних. Об этом говорит его попытки фантазирования собственных успехов и достижений, желание приукрасить ситуацию в своей жизни и постоянное вранье родным и близким.
Сейчас сложно говорить, что именно стало причиной поведения, от которого теперь страдают все родные.
Но все его поведение говорит, нет, даже кричит о желании привлечь к себе внимание, причем как близких, так и посторонних людей! Откуда такое желание быть в центре и чем оно вызвано может быть прояснено в ходе работы с психологом или специалистом другого профиля, но только при желании самого Вашего бра-та.
Но в Ваших силах и в силах Ваших родных мотивировать Вашего брата за обращением к такой помощи. Для этого можно предпринять следующие шаги:
- отказать ему в содержании, т.е. создать условия, когда ему придется заботиться о пропитании, проживании и средствах к существованию;
- ограничить поддержку его родными, т.е. даже из жалости, не давать ему возможность пользоваться всему благами проживания с родными, вплоть до смены замков в дверях дома;
- обеспечить неприкасаемость собственных сбережений от его возможных посягательств – хранить средства на банковской карте, иметь минимум наличных средств в доме.
Если сейчас Ваша семья не сможет объединиться в желании поспособствовать его самостоятельности и жестком отделении, то ситуация может ухудшиться.
В любом случае у Вашего брата должно появиться самостоятельное желание разобраться со своей жизнью, понять, что в ней происходит и что со всем этим делать дальше.
А вот почему ему так необходимо привлекать к себе внимание родных, пусть даже таким странным способом как воровство и вранье, хорошо бы понять и Вашим родителям. В чем они пропустили эту его потребность? Где он не получил поддержки от них? Почему выбрал именно этот способ и что могло этому способствовать?
А Вам могу пожелать лишь терпения. Каждый человек, несмотря на то, что усложняет жизнь другим, сам отвечает за свой путь. И только желание сделать его комфортным для себя может толкнуть его на изменения в своей жизни.
С уважением, Елена Гладкова