Как осадить родственницу-хамку?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Я из большой семьи, мы дружная семья, конечно бывают ссоры, но всё быстро прощается и забывается. Один из моих племянников познакомился с девушкой, им чуть больше 20. И вот на Новый год он привёл её в гости к моей маме, где была и я. Девушка оказалась милой, вежливой, приветливой, как говорится, ничего не предвещало. Первого января мама вновь позвала к себе всех, кто был накануне. Конечно всем налили шампанского. Я вообще пью мало, так как люблю иметь светлую голову, а от именно этого напитка у меня начинаются проблемы со здоровьем, так что его буквально пару бокалов. Но пью я алкоголь, что называется "потягивая", так что тянется это долго. Конечно праздничное застолье - это шутки, смех и так далее. И вот после какой-то моей фразы о шампанском и веселье, это "эфемерное создание" - подруга племянника с милой улыбкой говорит мне: "Я столько, сколько Вы пьёте, не выпью." Сказано это конкретно мне, так как смотрела она на меня и сидела рядом со мной. Я от такой наглости впала в ступор. Какая-то девчонка, практически незнакомая, мне, взрослой женщине, такое говорит. Но списала на возраст и умственное развитие, типа молодая-глупая. Через несколько месяцев в большой семье опять праздник. И опять я оказываюсь рядом с нею. После очередного тоста, она опять смотрит на меня из-под опущенных ресниц и лилейным голоском тихонько говорит: "Ой, Вы столько пьёте." Я очень хотела уточнить сколько это "столько"? Но промолчала. С тех пор каждый семейный праздник, а их было ещё пять, эта "нимфа" говорила мне подобное, всячески давая понять, что я просто забулдыга, а вот она-то точно нет. Постепенно отмазка - молодо-зелено - перестала для меня работать. Я начала понимать, что наша "феечка", которую просто обожает вся семья, так как девочка милая, добрая, хорошая, вежливая, просто двуличная. Это подкреплялось рассказами общих знакомых, знающих её по работе. Да и её манера общаться со мной это подтверждала. Ведь если перед моей мамой и остальной семьёй она заискивала, то мне откровенно хамила своими "замечаниями", правда всегда сохраняя милейшую улыбку. Последний случай окончательно убедил меня в том, что это "эфемерное создание" целенаправленно пытается меня задеть. Недавно был праздник у одного из братьев. Мы с ней вновь оказались рядом. Брат разливая гостям вино, в результате наши с ней бокалы оказались рядом. Затем он сказал тост, мы взяли бокалы, я сделала пару глотков и поставила бокал на прежнее место. "Феечка" поступила так же. Через несколько минут, я взяла свой и опять сделала глоток, поставила его на место. Тогда "феечка" взяла свой и поставила по другую сторону своей тарелки. Я бы и не заметила её действий, но она сразу повернулась ко мне и, улыбнувшись, мило сообщила: "Чтобы не перепутали". Я пожала плечами: "Да как хочешь, я вообще-то знаю, что мой вот стоит." "Феечка" видимо осознав, что тётка не "вкурила прикол", уточнила: "Так свой выпьете, потом мой возьмёте." Я сначала сидела совершенно ошарашенная понимаем, что она СПЕЦИАЛЬНО всё это время меня цепляла, она хотела меня задеть и унизить. Теперь уже это было без сомнений, ведь если бы такой цели не было, то она и объяснять свой поступок не стала бы. Потом я боролась с желанием встать и влепить ей пощёчину за "всё хорошее". Но осознание того, что слышала её "намеки" только я, а значит я стану "неадекватной стервой", которая обидела "феечку", меня останавливало. И на этот раз я спустила ей всё. Через неделю переживаний, основанных на том, что я никогда ей ничего плохого не делала, всегда была вежливой и приветливой, а получила такое отношение, я поговорила с мамой. Она была также как и я возмущена поведением "ангелочка" и в порыве рассказала, что во время турпоездки, накануне последнего события, "ангелочек" напилась со знанием дела. Моя проблема в том, что я не могу поставить её на место ни одним известным мне способом. Я не могу отчитать её, потому что не верю ей и думаю, что любые мои слова она переврёт, и рассорит меня с племянником, а то и с братом. Сделать это перед всеми - опять же никто не слушает наши разговоры, так что опять же - она хорошая, я плохая. Либо скажут, что "девочку" можно и простить, ведь я старше. Но этой пакостнице уже за двадцать, и она осознанно мне хамит с милейшей улыбочкой! Единственный выход для меня, как я думаю, поставить её на место при всех, чтобы у неё не было возможности вильнуть и выставить ситуации в выгодном для неё свете. Либо дать ей такой ответ, чтобы уже поняла, что и у меня "зубы есть", а значит ей бы лучше меня не трогать. Но как это сделать я просто не знаю. Хочется всё сказать тактично, но доходчиво. Но как?! Терпеть дальше нет сил, боюсь очередного семейного праздника, потому что скорее всего опять окажемся рядом, и я не выдержу и отвечу так, что мало ей точно не покажется.
Автор вопроса: Вита Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог Свиридова Людмила Павловна.
Здравствуйте, Вита!
Ваше душевное беспокойство понятно, такое бестактное отношение многих бы сбило с толку. Многих, но не всех. Во-первых, давайте разберемся, почему Вас так сильно задело ее замечание в первый раз. Эта девушка нарушила Ваши границы, поэтому Вы испытали неприятные чувства. Конечно, в кругу своей семьи мы расслабляемся и не готовы к различным нападкам. Есть люди провокаторы, которым нравится наблюдать как других смущают их высказывания, поэтому они находят себе такие объекты и проверяют их границы, если срабатывает, то, возможно, таким образом самоутверждаются сами. Оставим эти поступки на совести девушки. Но Вам надо понять, что все чувства, которые Вы испытываете - они Ваши. Значит Вы и только Вы можете ими управлять. Если у Вас есть готовность обижаться, то Вы будете уязвимы в разных ситуациях. Поэтому, когда Вы понимаете, что кто-то вольно или невольно делает Вам больно: не так посмотрел, не той интонацией сказал, не те слова, которые Вы ожидали услышать, то для начала можно немного дистанцироваться, для того, чтобы понять - человек осознанно Вас обижает или случайно. И в любом случае не дать чувству обиды овладеть Вами. То, что Вы не ответили этой особе, не значит, что Вы никак не отреагировали, скорее всего, Ваше настроение изменилось, это дало почву, для нее, что шутка удалась, поэтому в следующий раз она продолжила свои высказывания в этом же направлении. Вы правы, что выяснять отношения ни при всех, ни один на один - не годится. Если Вы знаете, что такие высказывания не имеют к Вам отношения, тем более надо успокоиться. Но поставить на место таких людей стоит, и лучше всего таким же образом. Очень хорошо помогает чувство юмора и внутреннее состояние игры, чтобы снять напряжение. Когда в следующий раз Вас будет ожидать семейное застолье, Вам стоит психологически подготовиться: во-первых настроить себя, что праздник для того, чтобы отдыхать, поэтому Вы не позволите себе потерять настроение. А во-вторых, Вы уже знаете на какую тему она хочет Вас зацепить, приготовьте заранее ответ или первая пошутите на эту тему, что-то вроде: "Давайте Вам сразу два бокала нальем, чтобы Вы не переживали за других". И ни в коем случае не показывайте, что Вас это приводит в ступор. Почитайте про "Психологическое айкидо", об этом хорошо писал Михаил Литвак, когда человеку делают замечание, он сначала подтверждает это (чем снимает бдительность у оппонента), а затем проговаривает свой аргумент. И хорошо это проделать во внутреннем состоянии легкости, игры, таким образом, мы не пускаем ситуацию близко к сердцу, и инцидент можно считать исчерпанным.