Мама трепет нервы, не хочет есть.

Вопрос психологу:
Немного предыстории. В конце июня была прооперирована, грыжа позвоночника. Операция сложная, наркоз 3 часа, интоксикация. В палате ухаживали друг за другом, другой город, не наездишься, да и необходимости я в этом не видела, вернее, не хотела никого отягощать. Через 2 недели наконец-то дома, муж и дочка ухаживали, как могли. И на ноги я встала быстро, понемногу стала гулять с дочкой по лесу (она с ребенком 1, 5 года). Маме ничего не говорила, чтобы она не переживала. Но я долго на больничном, она решила навестить меня, пришлось рассказать. Через 2 недели маму положили в больницу, ей хотелось, чтобы я ее навещала. То, что мне нельзя ездить на автобусе (рекомендации после операции) ее как-то не волновало, дальше - хуже. Приходи каждый день, мне страшно. Диагноз, действительно, страшный - карцинома желудка. Перевод в онкологию, подготовка к операции, сама операция, реанимация. О себе уже и не думалось. Диагноз утешил, 1 стадия, химия не требуется. Но мама слабая, требуется диета, уход. Характер у нее тот еще, претензии к еде: любила жареное, соленое, сладкое, а тут пресная перемолотая пища. До слез доводила, потом дети уехали, получили общежитие. Мама худела и психовала, молчала или злилась, когда ее звали кушать. Устроила 2 дня голодовки, типа, все равно худею, потеряла сознание, упала, разбила голову. Скорая, приемный покой, все обследование. У нее все отлично! Анализы, снимки, зонд. Все чисто!!! Просто надо кушать!!! Слава богу, врач объяснил, что все ее симптомы - это норма после такой операции. Потом какое-то время все нормально. Теперь опять не ест, уже второй день. Я нервничаю, понимаю, что если она сляжет, мне будет очень сложно за ней смотреть. Я сама на грани нервного срыва, устала. Ей все невкусно, не солено, несладко и т. д. То не сделано, это не так сделано. Мне плохо!!! Посоветуйте что-нибудь!
Автор вопроса: Валентина Возраст: 50

На вопрос отвечает психолог Филина (Шаипова) Екатерина Борисовна.
Валентина, здравствуйте! В Вашей семье изменились условия жизни в связи с трудностями по состоянию здоровью Вашей мамы. Давайте рассмотрим, что может помочь легче пройти те испытания, с которыми Вы столкнулись.
У Вашей мамы сейчас очень непростой период, связанный с тяжелой болезнью и изменением условий жизни по состоянию здоровья. Ей приходится отказываться от привычной любимой еды, изменить рацион, возможно и другие традиционные привычные сценарии приходится менять. Для пожилого человека все это становится очень тяжелым испытанием. Если есть возможность, рекомендую Вам вместе с мамой обратиться к психологу за регулярной психологической поддержкой в течение кризисного периода.
У Вас сейчас тоже не самое простое время, Вы перенесли операцию и Ваш организм находится на этапе восстановления, поэтому сил поддерживать маму в сложный период у Вас не так много, как хотелось бы. Давайте посмотрим, что в Ваших силах сделать для облегчения ситуации.
Во-первых, очень важно поддерживать себя в здоровом состоянии-нужно отдыхать, набираться сил, гулять, правильно питаться с максимальным количеством витаминов, балуйте себя чем-то приятным .Попросите близких помогать Вам по дому, чтобы Вы могли разгрузиться от текущих дел по хозяйству в своей семье. У Вас появится дополнительное свободное время, энергия, хорошее настроение, силы для помощи и поддержки Вашей мамы.
Пожилые люди часто ведут себя как маленькие дети. Мама расстроена из-за изменения привычных жизненных сценариев, расстроена, что не может есть любимую еду. Свое «плохое настроение» она компенсирует «капризами», что «это не то и то не так..», здесь важно практически как с ребенком терпеливо объяснять маме что и как лучше сделать при данных обстоятельствах, попробовать договориться о том, что устроило бы ее и Вас в период, когда Вы ухаживаете за ней во время ее болезни. Возможно, это придется делать несколько раз, есть вероятность, что с первого раза понять Вас ей будет трудно.
Валентина, что касается отказа от еды Вашей мамой, здесь есть несколько вариантов решения вопроса. Первое – попробуйте готовить самое любимое мамино блюдо из тех, что ей можно есть в рамках назначенной диеты, узнайте, что из предложенных блюд нравится ей больше всего (или наименее «противное»). Второе – больше гуляйте с мамой, прогулки на свежем воздухе улучшают аппетит, отвлекают от не нужных мыслей. Третье – договоритесь с мамой о ее питании, объясните, насколько важно для нее правильно и регулярно питаться. Так ее организм восстанавливает силы, здоровье. Расскажите маме, насколько важно для Вас, чтобы она кушала и у нее были силы на поправку своего здоровья. Покажите в разговоре, что Вы любите ее, она Вам дорога, и Вы переживаете, когда она не ест, т.к. это риск для ее здоровья. Подарите ей свое тепло и внимание. Попробуйте с мамой вместе позаниматься тем, что она любит, к чему привыкла, возможно это поддержит ее психологически. Создайте ей дома уютную и комфортную обстановку. Это тоже может помочь восстановиться морально пожилому человеку.
Валентина, все вышеперечисленное является психологическими методами помощи проживания кризисного периода. Возможно, причины отказа от еды физиологические. В этом случае важно держать ситуацию на контроле у врача постоянно, при необходимости ставить капельницы, которые могут быть назначены врачом в таких случаях.
Валентина, очень важно Вам в первую очередь беречь себя, свои силы, подпитываться энергией, заниматься чем-то радостным и приятным, радовать себя регулярно. Тогда Вы сможете помочь Вашей маме прожить кризисные времена. Просите о помощи своих родных, они будут рады Вас поддержать. Вы не одна. Я желаю Вам здоровья, сил, счастья!