Как жить при ссорах мужа и мамы?

Вопрос психологу:
Добрый вечер. Понимаю, что нюансов будет много, постараюсь изложить. Живу с мужем и дочкой (ей 1г5м) с моей мамой. Есть старшая сестра, замужем и живёт отдельно. Характер у моей сестры упёртый, всегда открытый был, говорила что думала и потому с детства у неё часто были стычки с мамой. Когда уехала - ссор стало меньше, конечно. Я же в детстве всегда была спокойной, скрытной даже, всегда хотела не доставлять неудобств, чтобы вокруг люди были счастливыми. Потому, если меня ругали, всегда молчала, мол, выговорятся и им легче будет, и дальше иду свои дела делать. Родилась я с пороком сердца (делали операцию в 13лет) и в раннем детстве ещё переболела дифтерией. Мама, конечно, столько нервов и сил на меня потратила, говорит "ты так тяжело мне досталась"... Мама развелась с папой уже больше 10 лет назад. Он уехал в другой город на заработок и там нашёл женщину. Всё равно вернулся обратно и живёт со своей мамой. У моей мамы в детстве болела её мама (моя бабушка), часто лежала в больнице. Мама вспоминала, как девочкой плакала в подушку ночью от того, что скучала по маме и так сильно ей было её жалко. Умерла бабуля когда мне был год, а маме 27 и она очень тяжело до сих пор это переживает (сейчас маме 56). Мама всегда акцентировала внимание на том, как без мамы тяжело, плохо, что ближе мамы никого нет. Я её всегда жалела, даже чувствовала себя иногда виноватой, что не могу до конца понять её боль. Сейчас то я понимаю, что ребёнком просто не в силах было это сделать, но чувства уже никуда не деть. С переездом сестры, у меня возникло чувство, что мама переключилась на меня и мы стали ссориться больше. Я
ей в очередной ссоре сказала о своих чувствах, она обиделась. С мужем мы поженились через 8 лет совместной жизни, уже 10лет вместе. Всё это время живём с моей мамой. Сначала были студентами, потом разное было с работой, денег на отдельное жильё нет, а потом сестра замуж вышла и жалко маму одну оставлять, у неё спина больная. Муж у меня терпеливый вообще то, но уже терпение его ушло. Уже были крупные ссоры между мамой и моим мужем. Была даже после которой они почти год не разговаривали. Тяжело очень жить между двух огней- оба мне выговаривают своё недовольство, жалуются, а мне и слово сказать нельзя-сразу злятся, обижаются. Много разных причин. Вот, например, важный момент: мама верующая, а муж на дух не переносит православную церковь. Поэтому для мамы он "одержимый", а она для него "сумасшедшая фанатичка". Хотя иногда да, она слишком навязчивая в этом плане. На этот раз проблема из-за кошки. Старая она уже, давно-давно с нами живёт. Как доченька родилась, кошка-прям камень преткновения. Она ссыт в разных местах, периодически кота просит, давно в ветеринарку её не носили. Кто знает, чем она больна! Но это не проблема для мамы, она считает, что в ветеринарной клинике только деньги дерут, да и старая она уже, смысл водить? К слову, такое отношение (только деньги дерут и не лечат) у неё ко всем врачам. Мужу не даёт наказывать кошку, воспитывать, когда та нужду мимо горшка справляет. Опять аргумент "она старая, её не переделаешь, старость нужно уважать!". Сегодня опять лужа на пол зала и вонь. Муж не вытерпел, говорит "либо что-то с кошкой делать, либо увезу вас". Хотел кошку увезти в частный дом к родственникам. Мама не даёт, говорит "куда её старую деть, усыпить что-ли? Её выкинете и меня потом". А надо отметить, что уже она мне не первый раз высказывает, что не чувствует заботы, любви и мы её, якобы, дай нам волю, выселим. Мои возражения отрицаются, говорит, что "сама виновата, значит так воспитала". Ужасно чувствовать себя отвратительной, не благодарной дочерью. Хотя в общем то отношения хорошие. Стараюсь обходить острые углы, не высказывать лишний раз своё отношение, не лезть на рожон, так сказать. Но с рождением дочки это сложно было. По началу она старалась лезть, учить, говорит "всё у нас по другому было; я же вас как то воспитала; опыта у меня больше; я плохого не посоветую" и т.п. Я просила, говорила , что буду делать так как считаю нужным, это мой ребенок. Своим знакомым она говорит, что роль бабушки только постирать, помыть, помочь где попросят, а воспитанием пусть родители занимаются. Но на деле... пару раз даже сказала, что я свою дочь не люблю. Когда я, через какое то время, ей напомнила про эти слова, она округлила глаза и сказала "я не думала, что ты такая злопамятная, что мне теперь слово
сказать вам нельзя? Я без умысла говорила". А мне больно от этих слов было. Как раз ещё через месяц после рождения дочи, муж уезжал (на пол года) в другой город работать, т.к. закрылась компания, в которой он работал. Вот воля была бабушке! Ещё беременность из-за сердца трудная была морально, тк рожать мне запрещали. Хотя беременность я легко физически перенесла, никаких отклонений, ребёнок здоровый, но прогнозировали при кесарево аж летальный исход для меня. Все переживали очень, мама без конца в храме молебны заказывала, муж по всем врачам со мной ходил, всё узнавал- кто как мог поддерживал.
С мужем у меня тоже бывали ссоры и сильные. Он считает, что в этом доме к нему не прислушиваются, что ему надо только молчать и слово против никому не говорить. Чувствую себя отвратительно, будто я его зашугала, если он так говорит. Всегда старалась не ущемлять его, отпускаю на все встречи с друзьями, прошу только писать/звонить если задерживается. Бывает, что и обижаюсь на него. Он просит, чтоб я говорила прямо, если что-то не нравится. Я говорю. Ему не нравится, говорит "что за ерунда". Я не говорю, молчу. Ему не нравится, его это не устраивает. И как быть не знаю. Да, я не всегда запоминаю, что он мне говорит, бывает упускаю какие то важные для него слова, моменты. Стараюсь с ним разговаривать открыто, обсуждать. Но часто всё заканчивается моими слезами, а он считает себя виноватым и "я опять козёл, получается. Я виноват, мне надо молчать". А я не могу ничего с собой поделать, плачу, потому что себя считаю виноватой в том, что он разозлился. С мамой так же очень переживаю каждую ссору, мне кажется что она такая ранимая, что чувствует себя одинокой, её никто не понимает. Но и молчать уже не могу. Муж называет её эгоисткой, двуличной. Мама ему говорит "я старая, в матери тебе гожусь, надо уважать возраст". Муж ей отвечает "уважать надо не за возраст, а за поступки". Я во многом с ним согласна, но и чувства свои к маме тоже не могу никуда деть. Какая бы ни была, но она моя мама. Много раз просила не оскорблять её, что мне не приятно слышать это. Он злится, упрекает в том, что ему сказать нельзя, он должен только терпеть, получается. Люблю их обоих и как не обижать не знаю, уж как ни стараюсь. Понимаю, что сепарации у меня как таковой и не было и, возможно, в этом и проблема всех бед. Но и оставить маму не могу, жалко. Муж говорит "пусть сестра твоя за матерью присматривает", а я не понимаю как могу на кого-то скинуть маму, пусть даже на сестру. Я то, как дочь, как буду себя после этого чувствовать? Тем более у сестры с деньгами туго-ипотека, работает она одна, муж у неё сидит дома. К сестре моей мой муж тоже не испытывает нежных чувств, говорит "мозгов бы твоей сестре побольше". В общем, как дочь и жена я не чувствую за собой удовлетворения. Вроде всё хорошо, даже живу счастливо, но как ссоры, так для меня кошмар какой то. Не могу уладить конфликты.
Автор вопроса: Лина Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Савенко Алина Игоревна.
Здравствуйте. Вы все правильно написали. Вы не сепарировались от мамы. У вас стерты границы. Ваша мама не уважает и нарушает ваши границы и границы вашего мужа. Она очень искусно манипулирует вам на чувстве вины, которое она упорно растила в вас годами.
Здесь есть два варианта, либо жить отдельно от мамы (никто не говорит ее бросать, вы можете ее посещать каждый день утром и вечером, если уж с ее здоровьем совсем беда) . Да, это жестко! Да, это будет неожиданно, но может мама поймет в чем причина.
И второй вариант, так же жестко расставить границы.
Например: один раз жестко сказать маме, что ребенка воспитываете только вы и ваша муж. Да, пусть вы совершаете ошибки, но это ваши ошибки и ваша личная жизни и ваш сценарий. Она своих детей уже воспитала, ее роль родителя закончена.
Далее также жестко и доходчиво объяснить маме, что он глава вашей семьи ( т.е. семья это вы, муж и ребенок) и он будет поступать так как вы с мужем считаете нужным.
Оскорбления кончено не допустимы, но маме пора показать, что вы уже выросли и если она не хочет остатся одна, она должна унять свое родительство, ведь дети ее выросли.