Злость мужа на моих родственников, как уговорить его пойти на примирение?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, я хочу попросить помощи.
У нас в семье проблема, она началась 5 лет назад. Мы были у родственников и там моего мужа обидели, при всех схватили за горло, только из за того, что мой муж назвал одного родственника другим именем и мы собрались и уехали. Вот уже 5 лет у моего мужа затаилась злость в душе. Он стал нервным, придирчивым. Запретил в нашем дома произносить их имена. Мы не общаемся с ними. Но когда он слышит похожие имена он бесится, орет на меня. Наши дети тоже страдают от этого. Отношения с родными совсем плохие после этого случая. Он не может простить унижения. В нем накопилось много злости. До этого дня он был совершенно другой человек добрый нежный ласковый веселый. А после этого дня он грубый агрессивный злой. Цепляется за каждое слово. О моих родных он ничего слышать не хочет. Но это не выносимо. Я пыталась с ним поговорить но все напрасно только скандал получился. Я просто не знаю как жить дальше мне жалко наших детей. Они хотят со всеми общаться а папа запрещает. Подскажите что делать. Как закончить эту войну. Ведь так трудно жить утром просыпаюсь и думаю какое у него будет настроение. Я хочу чтоб все было как раньше мы жили все дружно большой семьей общались собирались все вместе. А сейчас нас не приглашают если там есть тот парень который обидел моего мужа. Мы как отшельники. А муж ничего слышать не хочет о примирении. Я уже смирилась, но так жить тяжело, каждый день я просыпаюсь с мыслью какое настроение у моего мужа будет. Или что-то не так сказать. Он не был таким до той ситуации. Он был нежным веселым всегда шутил. А сейчас разговаривает матами. Агрессия, злость. Я пыталась с ним поговорить, но все время происходит скандал. Мне стыдно перед детьми. Они любят своего папу. Но он когда ругается он при детях оскорбляет меня, называет по всякому. Я не знаю что нам делать. Я ради детей прощаю все. Подскажите что нам делать как избавиться от злости. Пожалуйста, подскажите как и что на делать, как жить? Так как мы сейчас живем так жить невозможно.
Пожалуйста подскажите как нам быть. Я буду благодарна за ваш ответ.
Автор вопроса: Галина Возраст: 44

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте, Галина.
Ну я не знаю... Ну разведитесь что-ли Вы с ним!
Вопрос "как уговорить" меня "срубает" с самого начала!
Что значит "уговорить"?
И как можно научить человека "уговаривать"?
Что бы там ни было, но если Вы видите и чувствуете, что обида мужа на родственников до сих пор жива, кровоточит и болит, то какой смысл "бередить" эту рану?
Тем более, что судя по рассказу, оскорбление было не только словесное, но и физическое, на грани унижения, и "до того" муж был позитивный, добрый и отходчивый и вот так резко переменился!
Это не просто злость - это обида! Глубокая, острая, болезненная и очень правильная обида!
Просто так, как я это всегда советую, начать "прощать" и "отпускать" тут вряд ли получится, хотя это стоит делать обязательно.
Без чего-то ещё, без поддержки, такая "аффирмативная терапия" не сработает или сработает слишком медленно.
Итак, что можно и нужно делать!
- Вам надо всесторонне, целиком и полностью выразить и оказать поддержку мужу! Без оговорок! Без каких бы то ни было поправок и оправданий Ваших родственников.
Вы на его стороне! Вы ЗА него! Он, как человек, как мужчина, как глава семьи проявил себя на высоте, ибо самое настоящее мужество выражается в благородстве, широте души и умении преодолеть заманчивое желание "поваляться в грязи", поучаствовав в безобразной кухонной драке!
Я не знаю всех подробностей конфликта, всех деталей. Возможно, это было бы полезно. Но - как бы там ни было - надо отбросить все нюансы, "очистить ситуацию" от контекста (от предыстории, подробностей, настроения и отношений) и сфокусировать своё внимание и его внимание на факте НЕПРОДОЛЖЕНИЯ КОНФЛИКТА НА ФИЗИЧЕСКОМ УРОВНЕ!
Даже если ему удалось "дать сдачи", всё-равно, поддержите его в том, что он , как говорится, шёл с добром!
- Вам надо с ним поговорить. Снова поговорить о произошедшем.
Суть разговора - Ваша позиция и Ваша поддержка. Это должно быть Ваше мнение и высказывание от имени "Я".
"Я очень плохо себя чувствую, потому что вижу, как ты переживаешь до сих пор. Моё мнение о том, что произошло ты должен знать (я очень бы хотела, чтобы ты меня поправлял по ходу разговора, если я ошибаюсь или не права):
Ты проявил себя по-настоящему мужественно. Самое главное, что тебе удалось тогда сделать, - тебе удалось преодолеть себя, справиться с желанием продолжить стычку. Ты преодолел всё физически. Но вот психологически , я думаю, тебе трудно, ты не спокоен, потому что вместить это происшествие в свою психику, оправдать его и посмотреть со стороны тебе очень трудно.
Я полюбила тебя солнечным, добрым, позитивным мужчиной. Я люблю и буду любить тебя разным. Но я очень хочу, чтобы ты не "задерживался" долго в негативе, в обиде и злости. Я знаю, что бы можешь быть и жёстким, и твёрдым, и строгим и даже агрессивным. Это для мужчины нормально, если всё-таки, он "возвращается" в доброту и отзывчивость, мягкость и сдержанность..."
Вот, примерно в таком ключе.
- Родственники. С ними тоже надо поговорить, хотя, я так чувствую, что об извинениях речи не идёт. Но сказать чётко, что ТОТ случай отразился на жизни всей семьи и Вы остро это переживаете. Надо чтобы они знали разницу "до" и "после" , каким он был и каким его сделал этот инцидент.
Галина! Всё это можно и нужно делать, если ситуация не стала критической, нет угрозы жизни и здоровью (что такое мужская агрессия мы знаем!) и есть силы душевные на то, чтобы как-то это всё преодолевать.
Поэтому, я возвращаюсь к тому, с чего начал:
Если чувствуете, что нет сил, то разводитесь!
Но если есть силы, есть надежда, то попробуйте что-то сделать. Хотя бы поговорите!
Напомните ему простую формулу "прощения обиды":
Я прощаю тебя за то, что ты не такой, каким я хотел бы тебя видеть. Я прощаю всё то, что ты мне сделал плохого, что вызвало мой гнев, злобу, ненависть. Я прощаю. Просто прощаю.
И ты меня прости за то, что я не такой, каким бы ты меня хотел видеть..."
Лучше этой формулировки ничего не придумано.
Давайте, Галина! Подумайте и попробуйте! Удачи Вам.
А. Журавлёв.