Брат ни во что меня не ставит, постоянно указывая на мой возраст и не только.

Вопрос психологу:
Собственно, сабж. Сразу извиняюсь, но это крик души и нервов!
Мой брат старше меня на 9 лет. Мне уже 29, но он все время ставит мои утверждения, претензии и пр. под сомнения, мотивируя это фразами: "подрасти сначала" и "ты чО тут права качаешь? Разговаривай нормально!". Доходит до маразма. Например: светит коту в глаз лазерной указкой, находясь в нашей с мамой квартире. Я, видя это, делаю замечание: "Макс, не свети коту в глаза, он же ослепнет" Уже давно известна опасность лазерных указок, но для брата это не причина и он мне начинает выговаривать: "Ты больная? Я не светил ему в глаза", направляя все еще коту указку на морду. Кот, конечно же вертит головой и нет-нет да красная точка попадает ему в глаза. Мама тоже это видит и так же делает замечание. И понеслось (дословно): "Что вы, бабы, напали на мужика, совсем офигели?" Т.к. я не имею никакого морального и физического права ограничить мамино общение с сыном, я стараюсь просто закрыться в комнате, но меня дичайше возмущает, когда брат начинает "разборки в Бронксе" с мамой. Спокойные разговоры ничего не дают, когда пытаюсь перейти на юмор - воспринимает как издевку, при громких ссорах я оказываюсь виноватой и доказать что либо не получается, т.к. далее следует перетасовывание фактов, дополняя все своими фантазиями. Записывать на диктофон сложно, т.к. не подгадаешь когда грянет буря. Это лишь один из примеров, но далеко не самый ужасный. Он всегда говорит, что я и мой, старше на два года, брат должны его уважать за то, что в детстве он нас защищал. Может и защищал, но так же и угнетал (в т.ч. показывал свое физическое превосходство, так сказать, руками). Сейчас он, вроде бы и не распускает руки, но когда он находится в нашем доме, я, мягко говоря, опасаюсь за свое и мамино благополучие и сохранность вещей. Как с ним общаться, когда любое слово может спровоцировать - не знаю. Когда он видит, что его утверждение априори не верно - простите, качает права на уровне гопника из 90х. Когда я с ним не общаюсь, он начинает читать маме нотации по телефону, что, мол я и брат настроили маму против него и обижается, что мы с ним не общаемся. Т.к. я работаю чаще всего дома за ПК, то постоянные нотации или маме или мне, что я ничего не делаю, "только за компом" и сижу, денег не зарабатываю (ну да, в 29 лет с двумя котами без работы, а в холодильнике всегда есть что покушать) и вообще, я социопат (потом, после ликбеза из википедии, начал называть меня социофобом, т.к. не люблю шумных компаний. Нет, толпы я не боюсь. Просто я понимаю чем она опасна и мне просто неуютно в ней находится).
Как быть? Город сменить? Страну? Планету?
Автор вопроса: Валентина Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Дьяченко Галина Викторовна.
Валентина, здравствуйте.
Очень тяжело жить, зная, что самые близкие люди могут внезапно сделать тебе больно просто так. Зная, что они не уважают тебя, не принимают твои интересы, не прощают твоих слабостей и ошибок. Больно и обидно.
Но ведь любую ситуацию можно рассматривать как учебную. И любого человека - как учителя. Чему он Вас учит? Для чего создана вся эта ситуация? Посмотрите со стороны на главных действующих лиц, то есть эмоционально дистанцируйтесь от болевых ощущений и проанализируйте то, что Вы наблюдаете. Оцените игру актеров. И подумайте о том, что Вы - не жертва обстоятельств. А творец, который создал данную ситуацию для обучения как себя, так и тех, кто играет в эту игру. И взял на себя ответственность за свою собственную жизнь. При обращении к психологу работа ведется с тем, кто обратился. Мы не можем воздействовать на брата, но можем дать толчок Вашему развитию. И когда "из жёлудя вырастет дуб", ему не страшны будут попытки старшего брата повысить собственную самооценку за чужой счет, не так ли?
Для анализа ситуации необходимо получить ответы на ряд вопросов.
Напишите на листе бумаги Ваши мечты, желания Проранжируйте их. Определите для себя наиболее актуальные. Переведите в задачи. Подумайте, как их достичь. Разбейте этапы достижения на шаги. Пропишите их. Начните каждый день что-то делать из списка. Проанализируйте, что Вас мотивирует. Опишите Ваши страхи? Ваши положительные качества? Ваши отрицательные качества?
Как у Вас с личной жизнью? С работой? Отношение мамы к этому вопросу? Отношение брата?
Опишите положительные и отрицательные качества Вашего брата. Он живет отдельно? Женат? Есть дети? Есть официальная работа? Вредные привычки? Злоупотребление алкоголем, наркотиками, ПАВ? Состоит/состоял ли на учете? Были ли травмы головы? Проявления жестокости? Адекватность?
Ну и главный вопрос: кто и какую роль играет в Вашем спектакле?
С точки зрения психологии, при условии, что все члены Вашей семьи - адекватные люди, Ваш вопрос, скорее всего, о правильно выстроенных границах и умении отстоять свои границы и свою позицию. О том, кто какую роль играет: кто жертва, кто агрессор/преследователь, кто спасатель в Вашем семейном спектакле.
И о детских психологических травмах.
И о попытке стать Спасателем для мамы.
Также у меня есть подозрение об определенной степени созависимости. Поэтому хотелось бы услышать о Вашем отце. О Вашем детстве, юности? О болезненных воспоминаниях?
И это небольшая часть вопросов, ответы на которые помогут понять - что же на самом деле происходит и что Вы хотите? Именно Вы, а не мама и брат.
Теперь о том, что делать. Давайте попробуем перевести одну из проблем в задачу.
1. Обозначаем проблему - формулируем, проговариваем, описываем.
2. Переводим проблему в рабочую задачу. Анализируем - для чего нужна эта задача? Что даст её решение? Комфортно ли Вам будет, если задача будет решена? Что Вы потеряете, чем заплатите? Что приобретете? С чем расстанетесь? Находим мотив достижения (или создаем его). Находим субличность, которая препятствует достижению цели.
3. Находим ресурсы для решения задачи.
4. "Прокачиваем" необходимые навыки и умения.
4. Действуем.
5. Анализируем.
6. Идем на личный прием к психологу и позволяем себе открыть раненную часть своей души для исцеления. А также для тренировки выстраивания и отстаивания своих границ.
Для работы с этими вопросами необходим контакт с человеком. Можно и по скайпу, аудиозвонок, например, если Вам так будет комфортнее.
Стойкости и удачи Вам!
С уважением,
Дьяченко Галина Викторовна.
(Валентина, так как вопрос сложный, пожалуйста, оставьте отзыв).