Моя мать и сестра подросток не могут наладить отношения после появления отчима.

Вопрос психологу:
Мои родители в разводе, у меня есть младшая сестра ей 13 лет, при разводе родителей я осталась проживать с отцом она с матерью. Мать снова вышла замуж и сестра невзлюбила ее нового мужа, были постоянные скандалы, он недолюбливал сестру, она постоянно пыталась его подставить, чтобы только он ушел. Недавно новый муж матери напился и поднял руку на мою сестру, она пережила большой стресс и мать его выгнала и подала на развод. С этого момента отношения моей матери и сестры испортились. Мать не хочет жить пыталась покончить с собой, из за того что любит своего нового мужа и не хочет развода, сестра глядя на мать тоже начала думать о суициде. Сестра не хочет прощать отчима и чтобы он жил с ними, на фоне этого разгорается скандал, сестра провоцирует мать, и наоборот мать отвергает дочь, не занимается воспитанием, говорит пусть делает все что хочет, что она не слушается ее, делает все по своему, гуляет допоздна, врет. Каждый раз Сестра грозится матери уйти жить к нам, то есть к отцу, но я хочу чтобы они жили вместе в хороших отношениях, как мать и дочь. Мать понимает, что у сестры начался переходный возраст, может поэтому она стала более агрессивной, отговаривает, но и сама мать ничего сделать не может, она просто опускает руки и ждет когда кто-то ей поможет. Я предлагала матери не отвергать дочь, а наоборот попробовать найти общий язык, и аналогично разговаривала с сестрой чтобы она лишний раз не кричала, не оскорбляла мать, но результаты тщетны. Они не хотят слышать друг друга. Подскажите как можно наладить отношения матери и сестры?
Автор вопроса: Алена Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Башкатов Николай Николаевич.
Здравствуйте, Алена!
Эта проблема - отношения "отцов и детей" существовала во все времена, не теряет остроты и в наше время, не потеряет, я думаю, и в будущем. Эта проблема "вырастает" с развитием самого человека, с формированием его как личности, способной ощущать себя отдельным субъектом, а значит иметь свое видение мира и свое собственное отношение к этому миру.
Вы правильно упомянули о возрасте Вашей сестры. Этот возраст совершенно справедливо называют переходным. Что значит переходный? Упрощенно можно сказать, что в этот момент жизни человек переходит от одной формы мироощущения к другой, более зрелой, соответствующей его развивающемуся телу и, соответственно, меняющемуся самосознанию.
В подростковом возрасте изменения в человеке происходят наиболее интенсивно. Этот период отличается кардинальными физиологическими изменениями, связанными с половым созреванием. У человека появляются новые ощущения, ранее неизвестные. Все это приводит к "ломке" старых, детских представлений о мире. Если учесть быстроту этих изменений, то не трудно предположить, что это все сопровождается психологическим напряжением. Человеку впервые открывается вся гамма качественно новых взаимоотношений между людьми. Открывается понимание половых взаимоотношений.
На психологическом уровне, ребенку бывает трудно справляться с "натиском" этих новообразований его тела и психики. Этот период сопровождается эмоциональной "нестабильностью".
По мимо возрастных факторов самого ребенка, на его психическое состояние - степень "внутреннего эмоционального комфорта" огромное влияние оказывают взаимоотношения взрослых внутри семьи. В этом возрасте ребенок особенно чувствует себя уязвимым, а поэтому подсознательно нуждается в поддержке, понимании и защите. И любые изменения внутри семьи, тем более такие как развод, болезненно отражаются в его внутреннем мире. У ребенка появляется чувство незащищенности, отверженности. Изменение привычной обстановки угнетает его внутреннее ощущение безопасности, стабильности. Поэтому неудивительно, что ребенок начинает всячески сопротивляться этим изменениям, пытается вернуть все в прежнее состояние, когда он чувствовал себя комфортно и в безопасности. В этом возрасте сознанию ребенка еще не доступны некоторые "тонкости" взаимоотношений взрослых людей, поскольку он сам еще не имеет достаточного жизненного опыта. В силу этого психика ребенка отличается "негибкостью", прямолинейностью. Это психологи называют "юношеским максимализмом".
Как тут можно наладить отношения? Первое, что нужно понять, что отношения нельзя наладить "из-под палки". Тут потребуются понимание психики ребенка, терпение и такт. Всякая грубость и попытки насильственного воздействия, психологического давления вызовут обратный эффект. Ребенку нужно время, чтобы осознать и привыкнуть, с одной стороны к своему обновляющемуся организму и самосознанию, с другой - к изменившейся обстановке. Поэтому, многое в этой ситуации зависит от более опытных в житейском плане, т.е. от взрослых, от их понимания внутреннего мира ребенка и чувства эмпатии - способности сопереживания. И конечно же уважения к личности ребенка.
Желаю вам всем терпения и взаимного уважения в этой непростой, хотя и обычной жизненной ситуации.