Убираю за всеми в квартире. Я в положении. Устала. Как с этим бороться?

Вопрос психологу:
Добрый день! Хочу поделиться с вами тем, что накипело у меня в душе за 23 года моей жизни! Живём мы в 3х комнатной квартире с мужем. Квартира бабушкина. Она в одной комнате. Наша семья (я с мужем) в другой. А в третьей папин родной брат Костя он старше. С самых ранних лет моей жизни я уже много повидала. Отношения между отцом и его братом всю жизнь были ужасные. Папин брат Костя наркоманом был, а по жизни алкаш. Ужас просто. Когда мы с отцом и матерью и маленьким братом жили в этой квартире. Это была каторга. Никому такого не пожелаешь (бойня, ругня, скандалы). А моя мама была наймычкой. Вечно за ними все убирала. Я на тот момент спала с бабушкой в комнате. А родители с братом были в комнате на папиных метрах. У папиного брата есть 2е детей мальчиков. Сейчас старшому 18 лет. Алкаш, безработный, курит траву. Одним словом тварь еще та. Младшему 11 он хороший ребенок. Хоть их воспитала улица но младшему повезло больше с умом. Они живут на 9ом этаже с матерью у них там 3х комнатная квартира. Бабушка которую я так ненавижу. Моего отца всю жизнь держала за лоха и за кошелек. Отец поделал все ремонты в квартире. Всю мебель, окна и двери. Абсолютно всё. Она ни гроша в квартиру не вложила. Костя брат его тоже всю жизнь его доил. Дай сигарету, дай денег. И т. д. Мы терпели очень долго. Мои родители жили в этом 21 год. У бабушки только сын Костя. Она с ранних лет ему во всем потакала. Моему отцу говорила иди работай в 16 лет. А этому Косте, что бы дома сидел. Не дай бог влезет куда-то. До сих пор ему 48 уже. Она его нянчит. Кормит. Поит. И т. д. Так же у бабы внуки только дети Кости. Она их вечно кормит. И т. д. Потому, что они несчастные и с родителями не повезло. Мрази. От нас она старая вообще отказалась. И от отца моего. От нашей семьи. Отец очень долго мучился и старался. И вдруг появился такой шанс купить маленькую 2х комнатную квартиру. Мы ждали еще 4 года. Живя в этом. Баба ничего в квартире не делала. Маму очень жалко. Она убирала за всеми. Мы переехали в квартиру (я, мама, отец и мой младший брат) прошел год. Баба завела кота. Которого притащил Костя с улицы. Квартиру убили. Она этого кота приучила в ванную ходить. Ванную убили. Всё в шерсти. Вонь дикая от кота в квартире. Она еще приютила к себе в комнату Костиного сына старшего Илья. Ему 18. Наркоман, алкаш, травокур, у бабушки деньги ворует, говорит что это Костя. А баба старая клуша этому верит. Потому, что у нее внук святой. Прошел год с нашего переезда. Я вышла замуж. И так получилось, что снимать квартиру не можем. Дорого очень. Мы с мужем въехали жить обратно к бабе на папины метры (в его комнату) она закрывается на ключ. Теперь я там как рабыня! За всеми убираю, каждый вечер вымываю ванную. Мы с мужем приходим с работы после 6 вечера. Нас целый день нет дома. Я просто в шоке. Как они могут так испачкать ванную за пол дня. Кот этот ихний. Шерсти много. Никто не заметает. Всем все равно. А я как дура. Убираю. Потому, что мне противно жить в этом. Я устала. Я нахожусь в положении. Мы ждём малыша. Никто из этих уродов еще не знает. Вчера я устроила бабе скандал. Потому как внук её любимый 18 летний козёл. Приводит к нам свою прошмандовку Владу. Такая же как и он. Алкашка. Тоже по парадным шляется. Перед этим была история. У нас закончился освежитель в туалете. Я поставила туда духи вонючие. Что бы можно было первое время их использовать. К нам Илья (18 лет) привел в туалет свою Владу. Перед этим я заходила духи еще были на месте, после того как пришла Влада в туалет и быстро выбежала мне стало интересно почему она так рванула. Я туда. А духов там нет. Я устроила скандал. В итоге Илья мне их принёс и сказал, что они были на лестничной площадке, ненавижу эту мразь. Об этом узнал мой папа и сказал Илье и Владе что бы больше её ноги в нашем доме не было. Так какое то время она не заходила в дом. А сейчас началось каждый день её водит. А я переживаю. Потому как я беременна и мне инфекции не нужны. Я ту парашу сама вымываю. Они только гадят. Вчера устроила скандал. Попросила нормально бабу сказать Илье что бы он её сюда не водил. Закончилось тем, что она обозвала меня шлёндрой. А я её после этого послала сегодня приедет мой отец. Разбираться с этим всем. Его мать родная уже так достала. Мне его очень жаль.
Автор вопроса: Анна Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Башкатов Николай Николаевич.
Здравствуйте, Анна!
Квартирный вопрос, как сказал классик, нас только портит. Вашей обстановке, конечно, не позавидуешь. Но все мы, так или иначе, должны мириться с некоторыми обстоятельствами. Перенаселенность на определенном участке "квадратных метров" всегда порождает некоторый дискомфорт. И чем уже личное пространство, тем сильнее чувство дискомфорта. Эта ситуация давно известна человечеству. Чего стоят одни только коммунальные квартиры - достояние нашего прошлого. Это явление породило целый пласт в культуре нашего общества. Эта тема легла в основу не малого количества литературных произведений самых разных жанров - от драмы, до комедии. Не утратила актуальности эта тема и в наши дни, из чего напрашивается вывод, напоминающий медицинский диагноз о хронической болезни, о том, что эта тема будет вечной - пока существует социальное общество.
Где же искать выход? Давайте подумаем. Есть два варианта: - либо изменить обстановку, - либо изменить свое отношение к ней. Первый вариант, насколько я понимаю, в данный момент не подходит. Значит, остается второй.
Отсюда возникает другой вопрос: что значит изменить отношение и как это возможно? Хочу Вас обнадежить - это трудно сделать, но возможно. Для этого всего лишь потребуется прилагать небольшие усилия над собой.
Начнем с рассуждений. Так как изменить окружающих людей и их отношение к себе мы не можем в одночасье при помощи волшебной палочки, всех "вразумить", запугать, связать, арестовать или воздействовать на них с помощью какой-то другой внешней физической силы мы тоже не можем, то придется делать это при помощи изменений внутри себя самого. То есть своего отношения ко всему этому. Будем искать, как сказал другой классик - "луч света в темном царстве", иначе просто не выжить.
Следующий вопрос: где и как найти этот самый "луч"? Начнем с того, что Ваша ситуация осложняется тем, что вы все родственники, т.е. давно друг с другом знакомы и "хорошо" друг друга знаете, как говорят в народе - "как облупленных".
Теперь давайте немного проанализируем Ваше обращение. Если Вы его еще раз прочтете, то обратите внимание на то, как Вы описываете Ваших родственников, проживающих с Вами в данный момент. Там трудно найти хоть один положительный эпитет в их отношении. Ну и что? Спросите Вы, ведь я их знаю и пишу исключительно правду. Вот тут мы подошли к очень важному моменту в нашей "хитрой" методике.
Дело в том, что когда люди давно проживают совместно и хорошо друг друга знают, то в их представлениях друг о друге накапливается такой "шлак". Т.е. люди хранят в памяти весь негатив друг о друге. Это настолько въедается в наши представления, что начинают как бы жить "самостоятельной жизнью" в отрыве от самих носителей этих качеств. И все это всплывает и выплескивается по малейшему поводу, порождая бесконечные конфликты. В конце концов, возникает такое ощущение, что общаются не сами люди, а их представления друг о друге. Рождается такой "шаблон" взаимоотношений. Вот тут всех и окутывает то самое "темное царство". Люди просто не видят и не хотят видеть друг друга - все происходит "по накатанной". Естественно, человек попавший во власть этих стереотипов начинает всегда считать себя правым во всем, а других виноватыми. Поэтому он, сам того не замечая, очень легко выходит за грань уважительного отношения к другим. Если учесть то, что и другие ведут себя аналогично, то негатив в отношениях растет как снежный ком. В силу этого пространство "комфортного общения" очень сильно сужается, приближаясь к нулю. Постепенно мы подходим к сути.
А суть в том, что любому человеку неприятно, когда ему все время говорят о его недостатках, ошибках, слабостях и т.п. вещах. Вы и сами, наверняка, это на себе испытывали. А если держать все эти негативные представления о других в голове, то все происходит "на автомате". Наконец, мы подходим к самому главному, на чем. собственно, основывается метод, который я вам предлагаю. Назовем его - "луч света"
На самом деле, все люди, проживающие с Вами состоят не из сплошных недостатков. Наверняка, в каждом из них есть что-то хорошее. И если Вы вспомните свое прошлое, то, я уверен, сможете найти там хотя бы несколько эпизодов, когда Ваши "обидчики" делали Вам что-то приятное. Я думаю, Вы уже догадались, в чем смысл этого подхода.
Подведем итог. Для того, чтобы изменить свое отношение к обстановке, нужно диаметрально изменить свой взгляд на людей. Вместо того, чтобы замечать в них исключительно негатив - "темное царство", нужно стараться замечать и припоминать что-то хорошее - "луч света". Это не легко, но если это делать каждодневно, хотя бы понемногу, это принесет свои плоды.
В чем состоят эти "плоды"? Во первых - снаружи будет резко сокращаться конфликтность, соответственно, увеличиваться "зона комфортного общения". Во вторых внутри Вы будете чувствовать себя спокойнее, у Вас появиться больше внутреннего пространства для свежих впечатлений. Еще важно понять, что между тем, что внутри человека и тем, что снаружи существует очень тесная связь. Чем больше Вы будете чувствовать себя спокойнее, тем больше у Вас появиться сил и времени, и тем меньше Вы будете уставать на работе и дома. Вас меньше будут тяготить мысли об общении с Вашими сожителями и общее самочувствие начнет улучшаться. Постепенно Вы станете замечать другую картину - что все не так уж плохо.
Желаю Вам терпения и выдержки в освоении этого трудного, но очень эффективного метода. С праздником Вас, с Днем Победы! Не забудьте поздравить окружающих.