Свекровь лезет в семью. Что делать?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня зовут Инга. В браке с мужем 4 года, есть двое детей. Живем отдельно от родителей в другом городе. Есть собственная квартира, ипотеку за нее платим сами. Как поженились с мужем, свекровь начала активно лезть в семью. Облизывает детей, просила ее этого не делать, но это бесполезно, старшему ребенку 3,5 года, она до сих пор его облизывает. Мне это не приятно и не нравиться, говорила и просила много раз так не делать , бесполезно. В итоге свекровь закатила скандал и сказала что я придираюсь и ничего страшного нет в том что она их облизывает. Лезет в воспитание детей, учит драться, бросаться камнями, а дети все схватывают на лету. Лезет в отношения с мужем, вплоть до интимных моментов. Например говорит когда нам надо заниматься любовью. Пускает сплетни за спиной, периодически ссорит нас с мужем. Придумывает то чего я вообще не говорила, жалуется мужу, а он потом кричит на меня. Верит только маме, за меня ни разу не заступился. Раньше жили на съемной квартире, потом купили в ипотеку. Платим все сами. Свекровь уже решила какой нужен ремонт, какая нужна мебель, где кто должен спать, куда разложить вещи, как надо расставить мебель, как правильно надо проветривать квартиру. Свекровь отправила свекра жить с нами, чтобы работал в городе. Договорились за моей спиной, меня поставили перед фактом. Сказали что только год с нами свекор поживет, поработает до пенсии. Но съезжать он не собирается, так решила свекровь. И сама она скоро пойдет на пенсию, и собирается приехать к нам жить на совсем. Я все понимаю, она мать моего мужа. Но никаких границ она не видит. Она властная женщина и всегда именно она была главой семьи. Она ничего не слышит, делает все по своему. Она не может понять что у нас с мужем своя семья. Если делают не так как она хочет, устраивает скандал, проклинает, плачет...Хоть и живем на расстоянии 260 км. Даже по телефону умудряется рассорить нас с мужем. Говорила с мужем на эти все темы. Все бесполезно. Я больше не знаю что делать. У меня не хватает сил. Я уже не могу нормально ночами спать. Я не знаю как договориться с ней. Она хочет что бы было только так,как она хочет. Решает что надо делать с моими детьми. В какой садик вести, на какой кружок отдать, что одеть, как с ними заниматься. Объясняла ей, что у нее уже была возможность воспитывать своих детей, и что своих детей хочу воспитывать я с мужем и решать что для них будет лучше. Помогите пожалуйста, я больше не могу. У меня уже начали посещать мысли о разводе. Я уже не знаю как достучаться до свекрови. Помогите пожалуйста. Что мне делать?
Автор вопроса: Инга Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Башкатов Николай Николаевич.
Здравствуйте, Инга!
Ситуация в житейском мире далеко не новая. Несмотря на то, что она давно известна и переходит из поколения в поколение, все же, в каждой семье она приобретает свои неповторимые оттенки. Прочтя Ваш крик души, очень хочется Вам посочувствовать. Но так как Вы обратились не только за сочувствием, а еще и за помощью, давайте разберем Вашу ситуацию и попробуем найти выход.
Начнем с того, что ситуация конфликтная. Нам нужно понять, в чем суть конфликта и найти его "корни". Конфликт, сам по себе, предполагает участие, как минимум, двух сторон. В данном случае - это Вы и Ваша свекровь. В корне всякого социального конфликта лежит противоречие интересов сторон.
Давайте рассмотрим интересы каждой из сторон. Ваша свекровь имеет потребность в общении и воспитании своих внуков. Это совершенно естественно и она имеет на это полное право. Ваш интерес состоит в том же. Значит в этом у Вас со свекровью нет никаких противоречий. Тогда в чем же они? Помимо заботы о жизни, здоровье и процветании Ваших детей (ее внуков) у каждой из сторон есть еще и личное пространство (пространство семейного круга). Вот тут-то, при пересечении этой незримой линии, и начинается конфликт.
Все старания Вашей свекрови, направленные на плодотворное созидание настоящего и будущего Ваших детей, воспринимаются Вами как вмешательство в Ваше личное пространство. И тут уж, какими бы благими не были намерения Вашей свекрови, они будут восприниматься Вами именно с этой позиции. По сути это конфликт двух людей, у которых одна цель - счастливое будущее детей, но разное видение путей и способов достижения этой цели. И именно в этой зоне соприкосновения, как говорят в народе - "находит коса на камень". И это повторяется как "магическом" замкнутом круге.
Как же найти выход и разорвать этот "порочный круг". Для начала давайте отключим эмоции и включим логику. Итак, Ваша свекровь является главным препятствием - "камнем преткновения" - по пути реализации Ваших чаяний в области воспитания детей, отношений с мужем и создания домашнего уюта. И единственным рациональным способом убрать этот "камень" с вашей дороги является превращение Вашей свекрови из "злейшего врага" в свою верную подругу и союзника. Как же этого добиться? Есть один способ. Мы прибегнем к небольшой хитрости. Тут я вспомню сюжет из фильма "Кавказская пленница". Помните? - "кто нам мешает - тот нам поможет". При этом, я хочу чтобы Вы правильно меня поняли. Вспомнив этот сюжет, я ни в коем случае не призываю Вас к обману и лицемерию. Потому что лицемерие очень быстро раскроется (ибо лицемерие - есть несоответствие внешнего поведения и внутреннего содержания) и даст только негативный эффект. И для того, чтобы не было противоречий Вашего поведения с Вашей совестью, Вам понадобится приложит максимум усилий для того, чтобы понять поведение Вашей свекрови. Постараться увидеть в том, что она делает позитивное начало - это поможет Вам поверить в искренность ее добрых намерений. Это необходимое условие в нашем методе.
Далее, обратимся к личности Вашей свекрови. Вы сказали, что она человек властный. Властные люди не любят, когда им перечат и, обычно, тщеславны. Поэтому очень падки на всякого рода похвалу. Как раз эти ее качества и сыграют ключевую роль в этом методе.
Для того чтобы "коса не находила на камень", вам придется сменить стиль Вашего общения со свекровью. Сейчас Вам, словно одинокому путнику в джунглях, приходится пробивать себе путь при помощи "мачете". Я предлагаю Вам сменить "мачете" на "лиру". Старайтесь больше угождать и хвалить свою свекровь за какие-то реальные ее достоинства, а такие, я думаю, при желании, можно найти в любом человеке. Таким образом, Вы сможете ее к себе расположить. А расположив "противника" к себе, Вы получаете огромный простор для "манера"- для реализации любой Вашей инициативы. Только не действуйте, что называется "в лоб", а предлагайте ,как бы, между делом свои варианты решения проблемы. Так, чтобы Ваша свекровь была уверена, что эта инициатива исходит от нее. Как говорят в народе - "умный в гору не пойдет, умный гору обойдет". Тогда Ваша свекровь станет Вашим надежным союзником и, вместо того, чтобы "совать вам палки в колеса", будет Вас поддерживать. Да и Вы перестанете видеть в ней "врага", способного только на одни "подлости."
Не скажу, что это легко дается. Но когда Вы достигните этой цели, Вы удивитесь насколько легко Вам будет проводить свою "политику" в жизнь.
Вот такую "операцию", под "кодовым названием" - "угождать и побеждать", я Вам предлагаю. Во всяком случае, это лучше, чем развод и Вам стоит попробовать. Надеюсь это Вам поможет. Желаю Вам удачи!