Свекровь вмешивается в мою жизнь. Как донести свою точку зрения.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! В браке 4 года. Оба взрослые самостоятельные люди. Мне 30 мужу 36. Живёт отдельно, сами заработали на жилье. Ждём первенца. Беременность не из тяжёлых, но с трудностями. До беременности я была лёгкая на подъем и могла на ходу изменить планы. Сейчас мне сложно перестраиваться. Свекровь раньше позволяла себе неожиданные звонки с просьбами о помощи по хозяйству в формулировке "придите и помогите сделать что то". Мы ей не отказывали, но муж психовал. Мягко говорили родителям, что нужно согласовывать или хотя бы предупреждать о планах, если мы в них участвуем. Это всегда воспринималось несерьезно. Даже когда мы гостили у них на выходных и собираемся уходить объясняя, что у нас есть домашние дела, нам отвечали: "какие у вас там могут быть дела в однокомнатной квартире". Был случай: при планировании свадьбы, мы оставили ей деньги на сохранение, а когда пришло время их забирать, выяснилось что она отдала их в долг соседке. Мы с мужем не стали устраивать разбирательств, спустили все на тормозах. Больше всех негодовал свёкор.
Когда потенциальные бабушки узнали о скором появлении внука, свекровь заявила моей маме, что ребенка мы принесем в их дом и жить мы будем с ними. Аргументировала так, что мне будет тяжело, я многого не знаю, а она поможет. Меня естественно никто не спросил и мужа моего тоже, впрочем как и свёкра.
Недавно она пригласила в наш дом ребенка без моего ведома. Звонит утром и говорит : "к тебе едет Боря ( мальчик 10 лет) посиди с ним, они уже подъезжают" я ей ответила, что не приму его, так как не в силах. Вечером не вырвали зуб, я еле разговаривала, болят ноги из за беременности, вчера выписала с больницы. Она свернула все на мужа и сказала, что он знал о приезде гостя. Я спросила мужа он ответил, что мама просила помочь отцу и дяде установить памятник о ребенке речь не велась. Я ей перезвонила и сказала, что так дела не делаются и о таких событиях надо предупреждать заранее. Пока я с ней общалась и высказывала ей свою точку зрения у меня на пороге появился Боря. Меня так накрыло истерикой. Муж с ребенком сбежали.
Может я в чем то не права, но в тот день в то утро мне хотелось отдыха.
Я раньше замечала, что моя свекровь недалекая женщина, но даже представить не могла, что она такое учудит.
Наверно я слишком критично к ней отношусь, но терпеть такие фокусы с вмешательством у мою жизнь (тем более в столь сложный для меня период) не намерена. Вопрос в том как с ней общаться? Вряд-ли она будет прислушиваться к моим рекомендациям при общении с ребенком. Она сейчас всех закармливает и считает свою еду истинно вкусной, хотя я не могу есть столько специй, колбасы и копчёного. И моего ребенка будет закармливает конфетами и прочей нездоровой едой. Ее сын в детстве испортил молочные зубы потому что ел конфеты килограммами. Редко, но оставляя ей собаку, она там поправляется потому что ест без ограничений, а я выслушиваю жалобы что собачка плохо кушает. Однажды свекровь докормила ее до аллергии.
Как ей донести информацию, что я не разделяю ее взгляд на некоторые вещи и добиться чтоб она уважала мою точку зрения и перестала за меня решать и планировать? Это возможно вообще? В противном случае я просто не буду с ней общаться и внука ей не дам.
Автор вопроса: Анна Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Дьяченко Галина Викторовна.
Здравствуйте, Анна.
Ваш вопрос: "Как ей донести информацию, что я не разделяю ее взгляд на некоторые вещи и добиться чтоб она уважала мою точку зрения и перестала за меня решать и планировать? Это возможно вообще?".
Перевоспитать взрослого человека, добиться того, чтобы он уважал Вашу точку зрения и перестал за Вас решать и планировать, без его согласия практически невозможно - ведь Ваша свекровь не чувствует потребность изменить свое поведение. Следовательно, Вы можете изменить лишь свое восприятие проблемы и свое поведение.
В психологии существует понятие личного пространства, внутренних границ. Ваша свекровь регулярно нарушает эти границы и вторгается в Ваше пространство, что для Вас является стрессовым фактором.
Вы, как мне кажется, вполне грамотно отстаиваете свои границы: Вы прямо говорите свекрови о недопустимости "вторжения", так как в будущем это дает Вам возможность отстоять Вашу точку зрения.
Для того, чтобы донести до человека свою точку зрения, не обидев его, можно воспользоваться следующим приемом: начало и конец Вашего сообщения обязательно должны носить позитивный характер, а середина включать все негативные моменты (которые действительно необходимо донести до собеседника).
А. Начать с хорошего.
В. Продолжить сложным и неприятным.
С. Закончить хорошим.
Эта техника исходит из аксиомы: человеку всегда есть что сказать другому человеку: и приятное, и неприятное. Причём «приятного» нужно говорить в удвоенном объёме. Именно тогда «неприятное» нормально усвоится, переварится и осознается.
Каждый человек, которого мы встречаем в своей жизни, потенциально способен нас чему-нибудь научить. Давайте найдем положительные качества свекрови? Берем лист бумаги, проводим вертикальную линию. Справа в столбик пишем положительные качества, слева - отрицательные. Анализируем результат. Чему может научить Вас свекровь? Готовы ли Вы принять эти уроки? Для чего Вы, как продюсер и режиссер, создали эту сцену, в которой свекровь играет свою роль? Что Вы получаете в результате?
Сформулируйте проблему. Переведите ее в задачу. Оцените свои ресурсы. Продумайте этапы решения задачи.
Выберете две альтернативы, то есть "я поступлю вот так, потом будет вот это, что приведет вот к такому результату".
Возьмите листы бумаги, разложите на полу в виде дорожки и физически, наступая на листы бумаги, проговорите ваши шаги. Ощутите эмоции и чувства на каждом шаге, отреагируйте их. Повторите с другим вариантом.
Анна, есть две возможности увидеть происходящее: горизонтально, когда человек полностью вовлечен в спектакль и не видит всей картины в целом, и вертикально, когда человек с высоты рассматривает то, что находится внизу. То есть он "смотрит фильм" с участием актеров, которые играют роли.
Дистанцирование помогает увидеть многое. По крайней мере, снижает градус эмоционального вовлечения в ситуацию.
Обращайтесь.
С уважением,
Дьяченко Галина Викторовна.