Я не хочу брать деньги у своей бабушки, а она обижается и устраивает истерики.

Вопрос психологу:
Добрый день! У меня есть двоюродная бабушка, так получилось, что мои родители и родные умерли и эта бабушка мне немного помогала. Сейчас у меня появилась своя квартира и мне удалось сделать там частичный ремонт. Но бабушка очень вмешивается в мою жизнь и ее не устраивает, что он у меня немного не доделан , она начинает предлагать свои деньги, якобы просто так или в долг, я начинаю отказываться, потому что я не такой человек, чтобы брать , мне 24 года и я хочу сама заработать на остаток данного ремонта. Она начинает обижаться , плакать , говорить, что это ее долг перед моими родителями и ее сестрой, моей родной бабушкой ,и что из-за моего отказа она может попасть в больницу с проблемами с сердцем, что я ее глубоко обижаю и т.д. Я же со своей стороны не хочу сейчас быть зависимой от человека в материальном плане, не хочу брать никаких займов и таких подарков от неё, но и чтобы у неё были проблемы со здоровьем, в которых я виновата, тоже не хочу, что можно сделать в этой ситуации, подскажите, пожалуйста. Она всегда была таким человеком, что если что-то не так как она хочет , она будет плакать и пить таблетки, лишь бы человек чувствовал себя виноватым в своём поступке, мне кажется, что и проблемы с сердцем у неё начинаются, потому что она все не воспринимает спокойно, она не умеет анализировать вопрос и не умеет принимать отличную от своей точку зрения, как бы заставляя чувствовать человека себя виноватым, почему я не могу в этой ситуации отказаться, это же мое право, для такого , чтобы заработать и доделать ремонт, мне нужно не так много времени, но брать деньги я не хочу.
Автор вопроса: Виктория Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Башкатов Николай Николаевич.
Здравствуйте, Виктория!
Многие из тех, кто прочтёт Ваше обращение подумают: -вот бы мне такую бабушку. Насколько разнообразны наши проблемы: кто-то не знает, где взять; кто-то не знает как отказаться. Трудно нам угодить.
Давайте рассмотрим Вашу ситуацию. Поскольку в ней участвуют двое - это Вы и Ваша бабушка, рассмотрим каждого в отдельности и попытаемся прояснить ситуацию.
Начнем с Вашей персоны. Для начала попробуем понять, чем, собственно, вызвано Ваше беспокойство. В корне всякого нашего намерения, каждого поступка лежит какая-то причина. Такими причинами являются наши убеждения, наши взгляды, наше мировоззрение, индивидуальные свойства нашего характера. И, следовательно, во всякой такой причине можно увидеть как "светлые" стороны, так и "темные". Вы человек молодой, самолюбивый и самоуверенный. Это нормально, все это свойственно молодым людям.
Итак, Ваша бабушка настоятельно предлагает Вам свою материальную помощь. Это Вас в глубине души возмущает. Что-то Вас беспокоит. Что же это может быть, чем может быть Вызвано это беспокойство? Вы, чувствуя в себе силы и уверенность, не хотите обременять бабушку своими проблемами. Это замечательно, это то, что лежит на поверхности, поэтому очевидно. Назовем это "светлой" стороной причины. Теперь давайте попробуем взглянуть на "обратную сторону Луны", на ту сторону причины, которая может быть скрыта в "тени". Там можно увидеть две вещи. Часто люди отказываются от помощи из-за того, что видят в этом угрозу своему самолюбию. Это одна из вещей, называемая в народе - гордыня. Иногда люди не могут принять помощи из-за того, что опасаются последствий. Того, что от них самих в будущем потребуют "благодарности" и потому они не хотят себя "связывать" какими-то обязательствами. У некоторых могут возникать опасения, что их в последствии будут упрекать в принятой помощи. Если обобщить все эти "темные" стороны, то все они рождаются с одной стороны - на почве излишней самоуверенности, с другой - на почве недоверия к предлагающему помощь.
Теперь давайте поговорим о Вашей бабушке. Мне трудно о ней судить, поскольку я с ней не знаком. Но если ее помощь Вас настораживает, значит Вы испытываете к ней некоторое недоверие. Т.е. у Вас есть сомнения в бескорыстности ее помощи. Люди, конечно, бывают разные. Мне вспоминается сюжет одного советского короткометражного фильма - экранизация одной притчи. В нем один человек вытаскивает из ямы другого. И потом спаситель так достал спасённого своими претензиями, что последний предпочел снова прыгнуть в яму, чтобы укрыться от своего "спасителя".
Вам виднее, конечно, Вы лучше знаете свою бабушку. У меня же нет причин сомневаться в ее искренних и добрых намерениях по отношению к Вам.
Чтобы Вам найти верный выход из этой ситуации, Вам нужно разобраться, чего больше в Вашем нежелании принимать помощь близкого человека - "темных" или "светлых" сторон? Если перевес будет на "светлых", то подумайте: если бабушка предлагает Вам помощь, то значит она может себе это позволить. Если же перевес будет на стороне "темных", опять же подумайте: какая может быть Вашей бабушке в том корысть. Подумайте: чем это грозит Вам, чем это грозит Вашей бабушке? Что от этого потеряете Вы и стоит ли настаивать на своем и, при этом, обижать бабушку. Принимайте решение, исходя из сделанных Вами выводов.