Тревога, напряжение в присутствии родственников.

Вопрос психологу:
Добрый день! Я девушка, мне 27 лет. Работаю в перспективной компании. 3 месяца, как замужем. С мужем прекрасные отношения. Детей пока нет. Я не могу разобраться в себе. Дело в том, что лет с 14-15 меня волнует мое отношение с моими двоюродными-троюродными родственниками, с некоторыми знакомыми. Дело в том, что у меня очень много родственников. В классе в 5-6 я заметила, что начала стесняться своих двоюродных-троюродных родственников. Раньше такого не было, причем очень радовалась, когда родственники приезжали к нам в гости, а они очень часто бывали у нас. И потом как-будто меня поменяли, появилась какая-та тревога, напряжение при присутствии родственников, я чувствовала себя не комфортно с ними. И по сей день чувствую себя так, когда бывают мероприятия, где много родственников. Но не со всеми так, с некоторыми людьми чувствую себя очень комфортно, в некоторых компания душа компании, причем у меня очень хорошее чувство юмора. Но с некоторыми людьми не могу общаться, в ступор и не знаю о чем общаться. Чаще всего такое происходит с родственниками, особенно с родными дядями, тетями, сестрами кто старше меня. Лет 5 живем в другом городе и и тут с родственниками тоже самое. Я очень хочу общаться с ними, но когда вижу не знаю о чем общаться. Дальше "Как дела, как работа"? не идет. Причем, сама начинаю задавать вопросы, интересоваться и получаю однозначные ответы "да", "нет". Заметила, что с чужими людьми могу быстро найти общий язык и быть очень разговорчивой. Причем часто от чужих людей слышала, что шустрая и общительная, но родственники часто подчеркивают, что спокойная, скромная, стеснительная. В колледже была душой компании, активисткой в группе. Проблемы в отношениях с родителями не было. Мама и папа очень любят меня, ругают, если на то есть причина. Есть 3 старших брата и двойняшка-сестра. Они вот очень общительны с родственниками и родственники тянутся к ним. Но в детстве часто бывали проблемы с деньгами и это меня очень беспокоило. Может, я шизофреничка. Внутри какая-та обида, тревога. Не ценю то что имею. Часто бывают перепады настроения. Порой хочется рыдать, порой я самая счастливая. Помогите, пожалуйста в чем дело?
Автор вопроса: Аноним Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Воронина Надежда Александровна.
Здравствуйте. Порой в близких отношениях с сестрами сложно понять в чем состоит сходство, а в чем различие. Конечно, очевидно, что все люди разные, но вот почувствовать достаточно явственно границы себя и понять где заканчиваюсь Я, а где начинается Другой, почувствовать именно СВОЙ мир, то есть мир, в котором есть только Я и нет никого другого (даже родственников), бывает не только сложно, но и больно, одиноко и тревожно.
Вы сформулировали вопрос достаточно обширно, но видится, что красной нитью проходит тема разделения (себя и других, своего и чужого). Например, не совсем понятно почему вам необходимо общаться с родственниками одинаково хорошо со всеми? Почему вы склонны в себе видеть причину нескладывающегося общения? Для комфортного общения, контакта нужно обоюдное желание и участие. Ну и если человек вам приходится родней, то почему с ним нужно общаться как то по-особенному и не так как с другими людьми?
Почему вас беспокоила проблема с деньгами в детстве? Разве это не проблема родителей? Отнесение чужих проблем к своим - один из признаков размывания или стирания своих границ.
Возможно, сложность с определением своего Я возникла в связи с различением вас с сестрой-близняшкой, ведь вы во многом очень похожи. И одинаково сильно желание как быть похожими, так и быть разными.
Отсюда борьба противоположностей: Свой (Родной)-Чужой (Другой), Общительная(активная) - Стеснительная(спокойная).
А в основном тревога связана с разделением, точнее с необходимостью разделения Себя и Других.
То есть, если кто-то разочаруется во мне - это его сложности, ему с этим жить и справляться, а не мне, потому что я- такая какая я есть. Если кто-то считает или хочет считать меня необщительной, стеснительной, скромной - это его видение, его взгляд.
Не другие определяют какая вы, а только вы сами. Если в отношении какого-либо личностного качества нет четкой определенности, то позвольте себе быть любой, какой захотите и называйте это так как вы захотите. Потому что нет однозначного критерия для определения общительности, активности, спокойствия и т.д.
Основной критерий- это ваше внутреннее состояние, ваше внутреннее желание и потребность.
Факт того, что вы не цените то что имеете, означает, что вы не цените Себя, Свой внутренний мир, Свои потребности и желания, подстраиваясь под других и под желания и взгляды других.
Перепады настроения могут проявляться в различных ситуациях. Но так или иначе, перепады -это всегда разделение настроения на два противоположных полюса. Сегодня супер, а завтра- отстой. Такое бывает, если внутри себя есть отдельно Хорошее Я и отдельно Плохое Я. Если сегодня я проявила себя с "плохой" стороны или жизнь повернулась ко мне "плохой" стороной, то день - отстой. И соответственно наоборот. Когда в своих достоинствах человек не видит недостатков, а в недостатках не видит достоинств, плюсы и минусы разделены на разные полюса. Например, доброта это достоинство, как принято считать, то если вас считают добрым человеком, то скорее всего вы стараетесь всем угодить, всем помогаете, и зачастую в ущерб своим интересам и желаниям, потому что звание "доброго" человека дорогого стоит.
Принятие себя во всех своих проявлениях - длительный процесс, но по итогу проявление себя как более целостной (плюсы вместе с минусами) облегчает общение, снижает тревогу и нормализует настроение.