Безвыходная ситуация. Я одна всех тащу на себе, терплю все ради кого-то.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Дайте совет пожалуйста. С мужем на гране развода, в браке 7 лет, 2 детей. Живем в 2 х ком. Квартире, ипотека, со нами живут мой братишка 26 лет, и сестрёнка 25 лет, оба работают. Хотела чтоб они ушли снимать, мама обиделась, она нас одна 4 детей сама вырастила, после смерти отца, папы уже 25 лет как нет. Хочу и ей помочь и самой тяжело с мужем ругаемся уже 7 лет. Уйти хотела много раз, но боюсь что дети будут расти без отца, да и матери на шею сяду будто, да и позор не смогла сохранить семью, скажут люди, очень плохо на душе, а родня будто не понимают мою ситуацию, мне как бы их тоже жаль, и ругала я их. От всего этого начала курить, чтоб успокоиться, муж постоянно задерживается на работе, поздно приходит, я с детьми сама в основном, забираю с сада, участвую в их жизни, так чувствую себя подавленно хочется всех выгнать остаться одной с детьми, успокоиться, помогите пожалуйста разобраться не знаю как мне быть, к мужу уже нет никаких чувств, дошло до неуважения и оскорблений, ругаемся при родственниках и детях, устала очень. Не контролирую свои эмоции, кажется что все на меня взвалилось, и я одна всех тащу на себе, терплю все ради кого то. То ради мамы, то ради детей, ругань в основном из за не понимания, отсутствие внимания ко мне и к детям, также он не поддерживал меня когда в начале жили вместе с его родителями, я тогда была в положении, постоянно ложилась на сохранение так как не могла выдерживать критику от свекрови, муж будто не замечал этого, я ему говорила поговорить с матерью. После 12 раза после того как я лежала на сохранении, я решила уйти от него, после чего он и его мама собрали наши вещи и мы переехали в другой дом, сейчас у нас квартира в ипотеке.
Автор вопроса: Лиза Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Уважаемая Лиза, здравствуйте!
Понимаю Ваше состояние. Это снежный ком, который продолжает накручиваться. Вам кажется, что Вы одна боретесь с огромными проблемами, что никто Вас не понимает, что никто не заботится о Вас.
Дорогая Лиза, Вам очень важно вспомнить самой о себе и начать заботиться самой о себе. Вам важно самой понять себя.
Вполне возможно, что истинная причина Вашего нервного беспокойства намного глубже и Вы просто не осознаете её, Так как истинная Ваша потребность подавлена (по какой то ведомой только вам причине Вы подавили свою потребность. может быть это было сделано вынуждено, может быть под давлением близких).
Вам важно понять себя, понять свои потребности, желания, ценности, мечты. И понять, что именно Вы подавили в себе, от чего отказались, какие чувства не разрешаете себе испытывать.
Здесь может помочь ведение дневника.
начните вспоминать о своем детстве, что радовало, о чем мечтали. Пишите воспоминания из своего детства. Вспомните, что именно доставляло Вам удовольствие, радость - даже самую малость, от чего "появлялись крылья". Вспомните сказки, книги, фильмы, которые больше всего Вам нравились. Когда придет осознание - Вы это почувствуете. Это будет Вашим ресурсом.
Очень важно при этом никого не винить. В любом случае это Ваша жизнь и выборы делали Вы сами. В этом нет ничьей вины, в том числе и Вашей. Это просто был один из выборов.
Затем пропишите то, что есть сейчас. Сравните. Проанализируйте. И пропишите, что необходимо сделать, чтобы изменить к лучшему для Вас. Пропишите какие ресурсы вам нужны для этого. Далее пропишите Ваши действия. Пусть это даже будут самые маленькие шаги. Но если Вы будете знать, что эти шаги способствуют удовлетворению Вашей потребности, ведут к исполнению мечты. то Вы уже будете получать радость.
Лиза, давайте проанализируем Ваше письмо.
Можно понять, как сложно жить в 2-х комнатной квартире четырем взрослым и двум детям. Если Ваши родственники работают, то почему они не ищут себе жилье? Что они говорят?
Вы пишите, что мама обиделась, что она воспитывала своих детей одна. Это достойно уважения, она молодец. НО!!!! Вы воспитываете своих детей и делаете все для них. Вы тоже молодец. Ваши брат и сестра - не Ваши дети!!!! Вы не обязаны так опекать их. Тем более, что они уже взрослые. Вполне могут снять квартиру на двоих. Вы не написали - помогают ли они Вам по хозяйству, помогают ли с детьми, вносят ли свой вклад в финансовые затраты. А это важно.
Ваша мама всегда будет защищать своих детей. Так делают все мамы. Но Вы можете объяснить ей, что им пора взрослеть и учиться быть самостоятельными. Вы не обязаны о них заботиться, как о своих детях.
У Вас СВОЯ жизнь!!! Они должны это знать это и уважать. Здесь ваша ответственность, чтобы защитить свои границы и свою территорию, свою семью. Просто сами для себя еще раз продумайте - что для Вас будет более выгодно, более приемлемо, более эффективно и в том числе боле комфортно психологически: с родственниками или без них. Может Вы так привыкли к ним, может они помогают Вам. И если они уйдут, то что Вы будете делать, что будете чувствовать. Промоделируйте обе ситуации и прислушайтесь к себе. Далее принимайте решение и действуйте.
Очень важно уметь общаться. Важно говорить родным о том, что Вы чувствуете. Даже если Вы и старшая. Вы можете делиться с родственниками своей болью. может тогда они будут больше понимать. Важно использовать "Я" - высказывания : я чувствую себя плохо, когда Вы..., мне не комфортно, когда ..., мне больно, когда..., мне грустно, когда..., я думаю, что..., мне кажется, что.... и т.д.
Люди не умеют читать чужие мысли, поэтому важно рассказывать о своих чувствах, мыслях, опасениях и т.д. Тогда не будет такого жуткого чувства, что всем все равно, что никто не понимает.
Не ждите, что другие поймут сами. Не ждите, что другие прочитают Вами мысли. Не ждите, что другие узнают сами о Ваших желаниях. Не ждите, что другие начнут что-то делать для Вас. Начните сами говорить о своих чувствах, о своих желаниях. Начните просить о помощи. Начните сами заботиться о себе.
Лиза, у Вас накопилось очень много обид на мужа. Вы теряете уважение к нему. Но к сожалению и к себе.
Что такое обиды. Это нереализованные ожидания. Мы сами себе рисуем, как должны действовать люди, вешаем клише и ждем, что они именно так ДОЛЖНЫ поступать. НО! люди об этом, во первых не знают, а во вторых у них в голове есть свои правила, стереотипы. И ведут они согласно своей картине мира в голове, которая формировалась многие годы.
Очень важно понимать и принимать других людей такими какие они есть.
Возможно с мужем еще в самом начале Вы не очень глубоко изучили друг друга. поэтому ждали того, чего хотелось вам. А надо было вести диалог и договариваться.
Сейчас очень важно простить. Найдите в интернете техники прощения, да и вообще почитайте на эту тему.
Вы когда то ведь любили своего мужа. Важно вспомнить это!!! Важно вспомнить за что Вы полюбили. На эту тему надо писать отдельный ответ.
Лиза, Вы предъявляете к себе слишком высокие требования. И Вы слишком сильно зависите от мнения окружающих, что они подумают. Но ведь важнее всего то, что у Вас внутри. Только Вы можете быть мерилом в своей жизни. Здесь я посоветую почитать мои статьи по принятию себя.
Вспомните про себя, найдите в себе саму себя, примите себя, полюбите!!!! Прекратите ругать себя. Важно прекратить использовать слова глобализмы: все, все, всегда, никогда и т.д. Вы пишите, что все тащите на себе. А что именно это все? Финансово кто содержит семью? кто несет ответственность по выплатам по ипотеке? Как Вы считаете Ваш слишком мало работает? Особенно если учесть, что постоянно на работе. Он не устает? Разве он работает не для семьи, детей, Вас?
Эмоции идут за мыслями. Сначала мы сами себя накручиваем мыслями. Поэтому важно контролировать свои мысли, важен позитивный настрой и восприятие.
Я желаю Вам счастья!