Проблемные родственники мужа.

Вопрос психологу:
Доброго времени суток! Подскажите , как простить и принять человека? Я с мужем уже 10 лет вместе, у нас двое маленьких детей. Семья мужа приняла хорошо, даже с сестрой брата были очень даже неплохие отношения, в свое время на нашей свадьбе я предложила ей роль свидетельницы. Но чем дальше в лес, тем больше дров.. Сначала я особо не обращала внимание , на ее поведение. К примеру , когда мы жили в однокомнатной квартире, то когда она приехала : она поставила свои вещи на электронные весы, умудрилась поломать зарядное устройство, поставив на него стул, повесила свое платье на люстру (свадебное) , ну, и позже наговорила родителям мужа какой у меня бардак дома.. хотя при всем этом ей было выделена кровать, а мы спали на полу, она спокойно могла порыться в моих вещах, что б взять кофточку.. Можно сказать с этого все и началось. После мне бесконечно говорили как плохо у меня убраны вещи, неоднократно высказывали мужу... Когда приезжали в гости, родителей мужа меня по началу хвалили за вкусный салат, за разные выпечки, но позже золовка заявила, что она может приготовить салат не хуже , а за выпечку меня начал свекор ругать. Когда у золовки появился сын, у нас на тот момент была ипотека, все дружно начали меня осуждать, что я не люблю детей и я не люблю животных, в ответ я объясняла, что финансово мы не потянем, а возиться с маленьким ребенком золовки - у меня нет опыта, я пыталась в свое время поиграть с такими маленькими - они уж быстро начинают у меня плакать, в то время, когда детки лет 5 и старше - с ними уже интересно играть. так же , золовка осуждала, моего мужа, за то , что он мало уделяет племяннику внимания и делает , на ее взгляд, дешевые подарки. Когда я была беременной своей старшей дочкой, она была тоже в положении и как раз мы гостили все вместе у родителей мужа. Нас с мужем тогда специально в доме оставляли на неделю на єдине, для продолжения рода. Но спустя неделю, пребывания меня и мужа вдвоем в доме свекров, приехала и золовка... стала говорить, как все грязно, указывать на пыль, стала объяснять , что она всегда за собой убирает, хотя, буквально неделю назад, когда она уезжала с родителями мужа - она устроила приличный бардак, который, конечно, разгребала я с мужем. в этот момент я не выдержала, и высказалась в ответ ( в первый раз за 5 ть лет), на тот момент она бросила фразу : - что б больше я не появлялась в их доме ( в доме родителей). Так же были ситуации: когда мы планировали покупать жилье в СПб, то золовка активно нас настраивала на покупку домика в деревне, позже и родители мужа подхватили эту песню, но нас остановило, то, что у нас не было машины...Поэтому мы все же купили квартиру в городе, на тот момент свекор очень обиделся на моего мужа, по словам золовки, типа на ее свадьбе он плохо высказался... На сегодня я даже близко золовку не хочу видеть у себя в гостях, т.к. после ее приезда начинается всякая белиберда. Сразу свекровь на меня обижается, свекор весь в обиде, а золовка вообще типа не причем. К примеру она приехала к нам на днях. т.е. сложилась ситуация, что приехала свекровь, чтоб забрать мою старшую дочь к себе, т. к. с младшей я решила съездить к своим родителям. свекровь решила задержаться у нас в квартире на неделю, она приехала 1 июля, на 2 июля у меня и младшей дочери был куплен билет на поезд. Но 1 июля к нам решила приехать и золовка (она уже несколько дней тусила в Питере у подруги). Золовка позвонила в 11 вечера... в 12 ночи началась просто атака на телефон свекрови, в это время я уложила младшую дочь, ей еще нет 2 лет, но при каждом звонке она вздрагивала, в этот момент у меня все переполнялось ненавистью к золовке.Интересно и то, что золовка звонила и говорила, что у нее нет денег на маршрутку, т.е. деньги есть , но они на карточке...Конечно, муж объяснил про существование электронного кошелька. Старшая дочь ( ей почти 4), в этот момент скакалка, со словами, что должна приехать ее тетя, т.е. ее было не уложить, впрочем, от таких активных звонков и я не могла отойти от младшей дочери. Далее, свекровь побежала на остановку встретить свою дочь, мало-ли заблудиться ( хотя золовка здесь была неоднократно, ей 32 года). Свекровь купила в магазине разные гостинца, типа от имени золовки. Т.е. Золовка в результате к нам пришла в час ночи ( при этом она уже несколько дней тусила в Питере у подруги, и в этот день у нее была развлекательная программа). Конечно, при встрече с ней я ей выкинула несколько фраз с подколом, отметила, что у тети лены нет денег на покупку гостинец племяшкам, но тем не менее налила чай, все дружно посидели . Соответственно от шумной компании в час ночи , мне приходилось несколько раз бегать к младшей дочери. Когда я села на поезд,муж сказал, что она решила лечь на хозяйскую кровать, и отказалась спать на кровати для гостей, а так же, в своем репертуаре - она повесила платье на шторы...так же свои пакеты - выставила на середину комнаты, это потом уже свекровь убрала в сторону вещи золовки. Мужу я подсказала, немного подгрузить золовку - глажкой одежды, впрочем она это сделала... но после мне передали, что свекровь на меня обиделась, сказали что свекрови я не налила чай, что у меня полный бардак и т.д. Хотя я всегда наливаю чай гостям, может не так что только гость вошел, а спустя минут 5 - 10 ( время, что б раздеться, умыться, перевести дыхание, в туалет сходить), ОБЕДОМ тоже НАКОРМИЛА, НО В СИЛУ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ЕГО ГОТОВИЛА, КОГДА СПАЛА МЛАДШАЯ ДОЧЬ и, соответственно , отдыхала свекровь. В целом, я не понимаю, откуда такое негативное отношение золовки, честно, я долго не обращала внимание... первый раз на нее подняла голос - ток когда была беременна, сейчас к ней испытываю самые негативные чувства...и, очень бы хотелось от них избавиться. В целом у золовки есть муж, сын и дочь, есть квартира, которую подарили ее родители на свадьбу (в Ленобласти), у нее есть работа, через знакомых ее отца, есть еще одна квартира - досталась после смерти родителей ее мужа, есть машина - которую они купила. Родители у нее живут в 50 км. У нас же есть только одна квартира - хрущевка в Питере, за которую мы не так и давно рассчитались, есть желание купить машину, но нет финансов, есть работа, мой декрет, ну и родители мужа, которые живут в 200 км, мои родители до которых ехать сутки на поезде, ну и участок земли- подарок нам на свадьбу, до которого просто не добраться , из-за подхода к нему (он тоже в 200 км от Питера), а так же двое детей - погодок, девочек. Вопрос - если это зависть, то, тут в прок завидовать мне , но я к ней не испытываю ни малейшего чувства зависти, а на данный момент только ненависть. Мне б очень бы хотелось избавиться от этого чувства, т.к. знаю, что злость, зависть и ненависть - разрушают человека. и не знаю как дальше быть, в своем воображении рассматриваю вариант минимизировать общение с ней, но в реальности, так не совсем получается. не хочу портить отношение с свекром и свекровью, но они рушатся, как карточный домик. Да, могу добавить, что свекровь и раньше ко мне приезжала, но никогда ничего не раздувала. Но после приезда золовки, свекор всю сложившуюся ситуацию раздул до невероятных размеров, что свекровь на меня обиделась, что как вообще у нас дети тут содержатся. Хотя если посмотреть моими глазами , глазами моих родителей и подруг, сколько тут было врачей - никто ничего криминального в состоянии чистоты квартиры не видел. Надеюсь на ваше понимание, поддержку и помощь.
Автор вопроса: Катя Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Картвели Эрика Шалвовна.
Здравствуйте Катя!
Вам действительно необходимо менять тактику и стратегию поведения с родственниками мужа. Для этого необходимо чёткое осознание ценностей собственной семьи, расстановка приоритетов. И соответственно понимание себя, как хозяйки собственной семьи, с опорой на поддержку мужа ( если я правильно поняла, взаимопонимание есть и это существенно Вам поможет). Вам вместе необходимо очертить границы Вашего дома и семьи от влияния негативного отношения родственников, вернее интриг, которые инициирует золовка и перетягивает «одеяло»- заботу и помощь своих родителей на себя. Вероятно она весьма эгоистичная и избалованная особа, посему в Вас она видит конкурента на внимание и наследство родителей, для чего и создаётся образ «недостойных» наследников, раз они живут с такой «непутёвой» мамой!!!
Давайте на примере ситуаций описанных Вами, применим другой стиль реагирования на агрессию со стороны золовки.
«…как простить и принять человека?», прощают того, кто просит прощения! Вам некого прощать, а принять Вы сможете, только очертив границы допустимого по отношению к Вам и Вашей семье.
«К примеру , когда мы жили в однокомнатной квартире… она приехала ….поставила свои вещи на электронные весы, умудрилась поломать зарядное устройство, поставив на него стул, повесила свое платье на люстру (свадебное) , ну, и позже наговорила родителям мужа какой у меня бардак дома.. хотя при всем этом ей было выделена кровать, а мы спали на полу, она спокойно могла порыться в моих вещах, что б взять кофточку.. Можно сказать с этого все и началось.»
Вы находились на своей территории, позволили наглое и бесцеремонное поведение. Считайте это тестом с её стороны на дальнейшие действия. За испорченные вещи полагается компенсация у порядочных людей (об этом надо было сказать), копание в личных вещах хозяйки останавливается спокойным, но твёрдым голосом о непозволительности такого поведения.
«После мне бесконечно говорили как плохо у меня убраны вещи, неоднократно высказывали мужу... ..за выпечку меня начал свекор ругать.»
Это нарушение границ Вашей семьи, это агрессия и самоутверждение за Ваш счёт. На такое Вы должны реагировать соответственно: « Я не желаю выслушивать негативные оценки в свой адрес, это моя семья и мы с мужем сами разберёмся, что я делаю хорошо, а что плохо. Если не нравятся пироги, не ешьте, угощу тех, кому нравятся. Плохо убраны вещи, так они не Ваши, а нам так нравится, это наш дом и наша семья.» Вероятно, Вам кажется это грубостью из-за деликатности натуры. Всё же надо уважать себя и реагировать соответственно поведению агрессора, по-другому бестактные натуры, не понимают. То есть моментально спокойным голосом останавливайте любые оценки в свой адрес, Вы достойны уважения, ВЫ родили им наследников и имеете право на уважение. Не уважают выбор своего сына, значит и его самого не уважают. Это тоже можете им сказать.
«.. дружно начали меня осуждать, что я не люблю детей и я не люблю животных, в ответ я объясняла, что финансово мы не потянем, а возиться с маленьким ребенком золовки - у меня нет опыта, я пыталась в свое время поиграть с такими маленькими - они уж быстро начинают у меня плакать, в то время, когда детки лет 5 и старше - с ними уже интересно играть. так же , золовка осуждала, моего мужа, за то , что он мало уделяет племяннику внимания и делает , на ее взгляд, дешевые подарки.»
Имеете право не любить маленьких детей, имеете право не любить животных, имеете право делать так, как лучше для Вашей семьи, исходя из финансового достатка. Делать дорогие подарки и потом отказывать себе в необходимом, просто глупость, и только. Внимания в первую очередь должно хватать своей семье, у племянника есть мать, отец, бабушки и дедушки. Он не сирота! Это всё надо озвучивать, на упрёки реагировать сразу, тон должен быть не извиняющийся, а безапелляционный, не терпящий возражения. Говорите, как рубите. Сначала Вас будут осуждать, пытаться манипулировать обидами. Будьте тверды и решимы в отстаивании своих границ. Скажите, что желаете хороших, позитивных отношений, просто на Ваших условиях, без оценок в свой адрес и в адрес всей Вашей семьи. Потом детей начнут сравнивать и внушать им чувство неполноценности. Вам это надо?
Пока что Вы научились только «подколам»( выкинула несколько фраз с подколом, отметила, что у тети лены нет денег на покупку гостинец племяшкам), а этого хамы( уж извините, но родственники Ваши банальные хамы), не понимают. Им надо всё говорить сразу, чётко и ясно.
«…я не выдержала, и высказалась в ответ ( в первый раз за 5 ть лет), на тот момент она бросила фразу : - что б больше я не появлялась в их доме ( в доме родителей).»
Об этом должны сказать хозяева дома, а не она. Вы с ней имеете равные права, ВЫ-жена её брата! Не будет Вас, не будет брата. Выгоняя Вас, выгоняет семью. Это надо было ей сказать!
Уж не буду приводить цитаты далее. Травмируют Ваших детей звонками, непредвиденными визитами и т.д., это за гранью моего понимания. Вы молчите и только намекаете на недовольство! Катя, Вы заработаете себе кучу болезней от того, что «у меня все переполнялось ненавистью к золовке», поэтому хотите мира. Нужен ли Вам мир ценой растаптывания Ваших границ. Учитесь спокойно выражать недовольство тем, что Вам не нравится. Копить обиды, а потом взрываться неконструктивно и ничего не меняет.
И это не зависть, а конкуренция. Для того, чтобы оправдать свои грехи, сделать их менее видимыми для родителей, надо опорочить невестку, отвлекать внимание от себя, принижать и даже оскорблять семью брата.
Бояться испортить отношения, которые разрушают Вашу семью разве так важно? Хотят иметь нормальные отношения, пусть ведут себя на Вашей территории, на Ваших условиях. Поверьте, что для Вас это лучше, чем гробить своё здоровье и психику детей. Ваш авторитет будет очень низким в глазах подросших детей, если при них будут давать такие негативные оценки Вашей семье! Скажите родственникам, что впредь, в Вашем доме будут принимать только по предварительным согласованиям во времени, без негативных высказываний, замечаний( или позитив или ничего, даже, если что-то не нравится). Это теперь Ваши условия. Ничего страшного не произойдёт. Имеете право очертить границы. А то уж от безнаказанности, совсем «потеряли берега».
На самом деле этим родственникам можно посочувствовать, такие уж у них интересы: всех сравнивать, обсуждать, осуждать. На этом фоне они сами себе кажутся более значимыми. А на самом деле там просто нет любви. Иначе откуда у их дочери желание самоутвердиться на фоне семьи брата? Всё через материальное оценивают. Бог им судья. Вы же стройте свою семью на тех ценностях, которые в первую очередь Важны Вам с мужем! Уважайте родителей, как родственников, подаривших жизнь мужу(говорите об этом, уважать, не значит позволять унижать себя и своих близких), но и только. Уважайте себя и свою семью. На базе этого, Вы сможете построить более гармоничные отношения, даже пусть и ценой некоторого отстранения, охлаждения! Холодный душ весьма полезен для здоровья!
Вам же лично могу посоветовать материалы на нашем сайте, связанные с коммуникацией и установлением границ. Есть тесты, статьи. Набирайте тему в поисковике и занимайтесь!
Например такой: https://psycabi.net/testy/86-oshibki-v-obshchenii-test-kommunikativnykh-umenij
Благополучия Вашему дому, Катя!