Как донести до гостей-родственников, что они должны содержать мой дом в чистоте?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мы с мужем живём в курортном городе. Каждое лето гости. В этом году приехал мой двоюродный брат с женой и ребенком около 2 лет. Сразу к проблеме: она не убирается. Совсем. Почти не готовит. Я и повар и уборщица. Пыталась деликатно намекнуть, что от помощи в быту не откажусь. "Вот плита, тут пылесос, тряпки ((если вдруг меня не будет дома) всё мимо ушей. Ребенку не моют руки после еды, он хватается за всё! К слову у нас тоже двое детей 6-ти и 4-х лет. И да, они тоже были маленькими, и мы уделяли должное внимание гигиене и в частности мытью рук после еды. Гости уезжали от нас поздно вечером, нас весь день не было дома. На следующий день после их отъезда, когда я зашла в квартиру то просто ужаснулась! В подъезде перед нашей дверью дурнопахнущий мешок с мусором и подгузниками, далее грязный пол, гора посуды в раковине, нет моющего средства, мусор под раковиной, мокрые полотенца в кучу, на плите остатки потухшего бульона, в общем это было зрелище не для слабонервных. Я всё конечно убрала... За полдня... Но высказала невестке всё что о ней думаю, в корректной форме естественно, без оскорблений (для меня это неприемлемо). На что получила следующий ответ: "ты что считаешь, что я должна была успеть пол за собой вымыть или как?" Диалог был не из приятных. Она сказала "не переживайте, больше не приедем". Теперь я враг народа... С братом наверное тоже отношения испортятся... Чувствую себя отвратительно. Брат отмалчивается. Осадок ужасный... Подскажите, что я сделала не так? Как быть...
Автор вопроса: Юля Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Кончакова Наталья Александровна.
Юлия, доброго дня.
Из Вашего письма не совсем понятно, что Вы хотите получить. В чем именно у Вас затруднение? Расшифровать бы, что за осадок у Вас от ситуации остался, какие это чувства?
Вы спрашиваете: «что я сделала не так». На мой вкус всё так. Только я бы ещё высказала все во время проживания, а может и до приезда, возможно договорилась бы о правилах «на берегу». Кто-то другой поступил бы по-другому... Сколько людей, столько и вариантов поведения...
Или всё же вопрос в другом. Может Вы хотите понять как впредь заставить кого-то вести себя определённым образом? Да никак.
А вот если Вы хотите перестать испытывать чувство вины по поводу обиды на Вас ваших родственников и начать уважать своё право жить в своём доме в чистоте - с этим можно работать.
Почему в своём доме Вы перестаёте чувствовать себя хозяйкой, т.е. на первом месте! как только появляются родственники? А если бы они были людьми со стороны- ситуация поменялась бы? Смогли бы требовать соблюдения Ваших правил от чужих людей? Что будет, если Вы не будете каждое лето пускать к себе родственников или научитесь четко определять правила проживания в Вашем доме, так, что бы, Ваш личный комфорт был на первом месте! Что Вы подумаете про себя, если Ваши интересы для Вас станут важнее интересов других людей? Что если Вы будете заботиться сначала о своих собственных желаниях, а уж потом, оставшуюся энергию направлять на помощь другим? Знаете… как в самолете: «сначала наденьте маску на себя, потом на другого». Это вообще дозволено? Или «так поступают эгоисты»? Но эгоисты, это не те люди, которые любят себя. Эгоизм начинается только там, где любовь и уважение к себе никогда не выходит за рамки своей личности.
Возможно, скорее всего, даже наверняка Вы столкнетесь с обидой этих самых родственников. Но это их право. Они имеют право на любые чувства, в том числе на обиду. И если они выбирают «обидеться на Вас» вместо «уважать Ваши права и интересы», что ж… у Вас будет ещё больше сил и времени на себя пока они дуются и отмалчиваются. К счастью или к сожалению) вечно они все равно не будут обижаться – тогда и выйдите на новый уровень взаимопонимания, где уважение к границам, чувствам и желаниям другого будет уже присутствовать.
Желаю Вам Мудрости и Смелости Любить себя.