Как вести себя, если родственники не уважают мою профессию?

Вопрос психологу:
С каждым годом меня все больше беспокоит ситуация, когда на семейных сборищах мои родственники в моём присутствии ругают людей моей профессии. Например, Это как в обществе негативно высказываются о полиции, взяточничестве чиновников, равнодушии учителей, халатности врачей, беспределе политиков. Если у моих родственников были обращения в соответствующую инстанцию, то они там " получили только негатив", а не решение проблемы. Постоянно мои дяди, тети, двоюродные братья и сёстры плохо отзываются о людях моей профессии. Одно время, я избегала таких родичей, пока не поняла, что так ведут себя все мои родственники без исключения. Теперь мне кажется, что их неуважение к моей специальности перешло в неуважение меня как личности. Хотя они приводят примеры, несвязанные со мной, а может происшедшие с ними в других городах, или с другими людьми. Я не виновата, что у меня такая работа, я стараюсь помогать людям, работаю честно. Но мне уже невмоготу рядом с ними чувствовать себя виноватой. Я устала от этого. Пару раз я пыталась " поставить некоторых из них на место", но со стороны казалось, что я нагрубила, нахамила. А этот человек, всего лишь озвучил факты. И при дальнейших встречах вел себя точно также. Я не знаю как вести себя во время высказывания претензий, как после и как вообще жить с этим. Выбегать из- за общего стола, как маленькая обиженная девочка я не буду. Постоянно ставить на место не буду, ведь мне не за что оправдываться. Порвать контакт с ними тоже не могу, своей семьи нет. Я думаю, что в моей жизни, они единственные, кто теоретически сможет прийти мне на помощь в трудную минуту. Спасибо !
Часто негатив о своей работе я слышу и на работе от своих клиентов. Но с этим ничего нельзя делать, я обязана их принять, ведь работаю в гос структуре. Мои коллеги самоустраняются от плохих отзывов клиентов, то есть не обращают внимания.
Автор вопроса: Танзиля Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Филина (Шаипова) Екатерина Борисовна.
Танзиля, здравствуйте! Вы работаете в той профессии, которая не оставляет равнодушными окружающих людей, Ваших родных и Ваших клиентов. Конечно, это испытание для Вас - работать честно, помогать людям и в то же время выслушивать негатив от окружающих.
Ситуация выглядит таким образом-Ваши родные озвучивают неприятные истории, которые произошли в той сфере, в которой Вы работаете. Они высказывают своё отношение ко многим негативным ситуациям. Вас «цепляет», когда они говорят о Вашей сфере работы, Вам не нравится их отношение к этой сфере, тк возникает ощущение, что они говорят о Вас, хотя на самом деле это совсем не так. Они говорят о себе, своём отношении к этой сфере, не к Вам.
Танзиля, Вы хотели бы понять, как вести себя в таких ситуациях, когда родственники ругают Вашу профессию и Ваших коллег. Первое, что важно сделать - изменить отношение к той критике, которую Вы слышите от родных. Посмотрите на ситуацию с другой стороны - они «ругают» людей Вашей профессии, не Вас лично. В диалоге с родными встаньте на позицию взрослого человека - уважайте мнение собеседника, с уважением и аргументами сообщите своё мнение, выслушайте аргументы собеседника. Уважайте право своё и собеседника оставаться при своём мнении относительно ситуации.
Танзиля, если Вам не приятно слушать негатив Вы всегда имеете право с уважением, без претензий, в спокойной, доброжелательной обстановке попросить своих родных не обсуждать при Вас коллег Вашей профессии. Скажите им о том, что чувствуете, когда так негативно высказываются близкие люди. Расскажите им, как стараетесь честно работать и помогать людям, как порой это бывает трудно. Важно этот разговор вести не в споре, а отдельной темой на позитивной ноте.
Возможно, Ваши родственники смогут понять Вас и пойти Вам навстречу. В то же время они имеют право сказать «нет» и продолжить обсуждать свои негативные ситуации. В этом случае, Танзиля, помните, что они обсуждают не Вас, обвиняют не Вас, а Ваших коллег. Помните о том, что Вы работаете честно и помогаете чем можете людям. Совсем не нужно это доказывать кому-либо, каждый раз вступая в спор. Главное, что Вы об этом знаете и Ваша «совесть чиста».
Танзиля, когда Вы сумеете не реагировать эмоционально на слова родственников, постепенно эта тема разговоров будет уходить из Вашей жизни.
Чтобы проработать эмоции, попробуйте сделать упражнение. Наедине с собой, в спокойной обстановке на листе бумаги напишите ситуацию с родными, когда они негативно отзывались о Ваших коллегах. Следующим шагом напишите чувства, которые испытываете по поводу этой ситуации. Напишите, как Вам обидно, не приятно и прочее. Пишите много и долго до тех пор, пока не почувствуете некоторую пустоту эмоций, в этот момент проступайте к третьему шагу- пропишите то, чему Вы благодарны, чему Вас научила эта ситуация. Такое упражнение помогает трансформировать негативные эмоции в позитивные, помогает впоследствии взглянуть на ситуацию со стороны и не вовлекаться в лишние эмоциональные споры и ссоры.
Возможно, причины Вашей эмоциональной реакции и появления чувства вины лежат более глубоко. Если самостоятельно изменить своё отношение и реакцию на происходящее Вам не удастся, рекомендую поработать с психологом дополнительно.
Танзиля, в любой сфере деятельности есть и положительные и отрицательные моменты, где-то их больше, где-то меньше. Вы знаете, что Вы делаете все от Вас возможное, а это самое главное для Вас, Вашего спокойствия и уверенности. Я желаю Вам счастья и сил, если нужна будет дополнительная помощь, пишите!