Не могу справиться с чувством вины перед свекровью и золовками.

Вопрос психологу:
3,5 года назад мой сын попал в беду в другой стране, очень далеко от дома, нужно было срочно что-то предпринимать, нанимать адвоката, совершенно одни остались его жена и 3-летний ребенок. Мой муж в настоящее время с нами не проживает, живет далеко и помочь ничем не может. Я собралась продать дачу, но вмешалась свекровь и предложила продать ее квартиру, а дачу оставить. У свекрови, кроме моего мужа есть еще две дочери-пенсионерки. Никто возражений не высказывал. Свекровь решила жить со мной, квартиру мы продали, сыну это не помогло, он все равно получил большой срок и отбывает наказание очень далеко. После того, как узнали решение суда, дочери стали звонить свекрови (меня игнорировали) и настаивать, чтобы она забирала деньги и уходила жить к одной из сестер, которая живет одна, но та приняла решение и от него не отказывалась. Мы помогли невестке с ребенком вернуться домой к родителям, помогали им первое время материально, т.к. родители престарелые и проживают в регионе Донецкой области, где проходили активные боевые действия и найти работу не просто. Ну и конечно же, поддержка сына, регулярные денежные переводы, т.к. ездить на свидания очень дорого и далеко. Дочери свекрови перестали с нами общаться ВООБЩЕ, никто никогда не звонил и не интересовался даже здоровьем мамы (а бабушке нашей уже 87 лет, хотя она еще совершенно дееспособная и самостоятельная, только вот всю жизнь всех контролирует и бывает грубой и агрессивной). У меня есть еще взрослая дочь, но она с мужем и ребенком никогда не жила с нами, они жили на съемной квартире. Но времена сейчас тяжелые и чтобы не платить за съемное жилье, они решили благоустроить дом на даче ( он у нас находится в селе) и там жить, тем более,что без мужских рук там все начало разрушаться. Спросили бабушкиного согласия, она согласилась. Мы договорились, что дети будут там ремонтировать дом, жить, а мы с ней будем летом ездить к ним. Но здесь появляется одна из дочерей, хватило буквально одной телефонной беседы, чтобы наша бабушка "съехала с катушек". Она тут же стала закатывать мне скандалы с обвинениями и оскорблениями, что я ее обманула, что она передумала и я должна вернуть ей деньги и она купит квартиру и уйдет от меня. Мне было очень обидно, я все это время искренне старалась,чтобы ей было хорошо,чтобы она ни в чем не нуждалась, никогда ни в чем ей не отказывала. Я пыталась с ней говорить, но она категорически ничего не хотела ничего слушать, а только оскорбляла меня. Дочь не вмешивалась, а только вела с той долгие телефонные беседы в то время, когда я была на работе. Но однажды пришла и потребовала,чтобы я купила маме квартиру. Я, естественно этого сделать не могу, пыталась довести до них, что нужно как-то договариваться и жить дальше, а не требовать невозможного и скандалить. Никто ничего договорами решать не собирался. А мне свекровь в грубой форме заявила,что "в моих услугах не нуждается", был демонстративно переставлен в ее комнату холодильник, переложены в него продукты и заявлено,что я от всего отстранена. Я первое время постоянно спрашивала, что нужно, пыталась помогать в обычных бытовых делах, но была проклята и сама, и мои дети и внуки. В это же время ее дочь стала предъявлять мне претензии,что я не так ухаживаю за мамой,что должна не спрашивая ее все делать, в общем, я была загнана "в угол". И тогда я отстранилась от всего, у меня уже не стало сил от этих унижений. И вот до сих пор, уже почти пол года так живем. Золовка приносит маме продукты, но в квартиру не заходит, звонит, бабушка выходит и забирает сумку (я не понимаю зачем так, почему нельзя зайти в квартиру, зачем эти постановочные сцены). Свекровь отдает ей всю свою пенсию на продукты, мне заявила, что так как я ей теперь должна, она отказывается даже помогать оплачивать коммуналку (хотя я никогда с нее не требовала этого). Меня демонстративно игнорируют, но пристально контролируется все, а когда я ухожу на работу, тут же "виснут" на телефоне с дочерью и обсуждают часами каждое мое движение и взгляд. Так как они должны быть постоянно в курсе всех моих дел, меня постоянно подслушивают, роются в моих вещах,когда меня нет дома,даже некоторые мои вещи пропадают, когда приходит мой 5-летний внук, свекровь старается его расположить и тут же расспрашивает у него все то, что должно бы спросить у меня. Мне уже домой с работы идти не хочется, такая атмосфера в доме. И в то же время я постоянно чувствую вину за то, что не помогаю старому человеку как раньше, что ей приходится самой разогревать себе еду, выполнять другие бытовые мелочи. И тут же понимаю, что даже если я переступлю через все унижения и постоянно стану себя навязывать, ничего не изменится. Нервы уже на пределе, в жизни и так все плохо, а тут еще и эта постоянно гнетущая атмосфера. Но ведь какой-то выход должен быть? Может мне нужно изменить свое отношение к этой ситуации, но как? А может не отношение, а свое поведение нужно изменить? Я пыталась говорить с золовкой, но она перекручивает ситуацию так, что маме со мной плохо, она ее жалеет и не бросит (только почему она должна ее бросить непонятно), что она с детства боролась за расположение мамы, а та ее недолюбливала, а теперь "прозрела".
Автор вопроса: Елена Возраст: 53

На вопрос отвечает психолог Алибекова Рината Жолдасовна.
Добрый день, Елена,
Спасибо Вам за письмо.
Сразу оговорюсь, что на основе представленной Вами информации, я могу высказывать только свои первоначальные гипотезы.
Я очень сожалею, что Вам пришлось столкнуться с такой серьезной ситуацией и очень хорошо понимаю Ваше решение принять предложение свекрови о продаже ее квартиры. Когда дело касается жизни и безопасности близких мы, как правило, стараемся сделать все, что от нас зависит.
Из того, что вы описали, я вижу две проблемы: это ваше гипертрофированное чувство вины и неспособность принять окружающих людей такими, какие они есть.
Вы несколько раз заметили, что Вас мучает чувство вины, связанное со словами и поведением свекрови и ее дочерей. Однако из того, что вы описали, можно сделать вывод о том, что Вашей свекрови свойственно использовать манипуляции, менять решения и пытаться избежать последствий.
Испытывая вину, Вы как будто берете ответственность за ее решения на себя, т. е. за решения, которые были приняты не Вами, а другим человеком (если, конечно, не было давления с Вашей стороны, что думаю, так и было).
«Она тут же стала закатывать мне скандалы с обвинениями и оскорблениями, что я ее обманула, что она передумала и я должна вернуть ей деньги и она купит квартиру и уйдет от меня. Мне было очень обидно, я все это время искренне старалась,чтобы ей было хорошо,чтобы она ни в чем не нуждалась, никогда ни в чем ей не отказывала. Я пыталась с ней говорить, но она категорически ничего не хотела ничего слушать, а только оскорбляла меня. Дочь не вмешивалась, а только вела с той долгие телефонные беседы в то время, когда я была на работе» - Я думаю, Ваша свекровь прекрасно осознает, что деньги от продажи квартиры были израсходованы и Вы не в состоянии вернуть их. Зачем ей нужно требовать от Вас то, что Вы не в состоянии вернуть?
Возможно ей удобно использовать эту ситуацию для привлечения внимания к своей персоне, не только Вашего внимания, но и внимания детей, чтобы ощутить себя значимой, любимой, хорошей, жертвой, здесь может быть масса вариантов.
Взаимодействуя со свекровью, я думаю, Вы также винитесь. Испытывая чувство вины и продолжая предпринимать тщетные попытки договориться, Вы демонстрируете свою вину окружающим, в т.ч. дочерям свекрови, убеждая, что это не их мать приняла решение и несет за него ответственность, а Вы.
В попытке разрешить свое чувство вины, Вы также как будто пытаетесь убедить их в том, что они неправильно о Вас думают, чувствуют. А возможно, подспудно осуждаете свекровь и ее дочерей за то, что они не принимают Вашего хорошего отношения, несмотря на Вашу искренность.
Однако каждый человек ведет себя, основываясь на своей «субъективной» правде. Мне кажется, Вам необходимо рассмотреть ситуацию с точки зрения разделения ответственности: Ваша ответственность - за Ваши мысли, решения и действия, ответственность свекрови — за ее мысли, решения и действия, соответственно и т. д. Как только Вы примите это, как только допустите, что свекровь и ее дети — это взрослые, способные принимать решения и нести за них ответственность люди, Вы перестанете винить себя за их решения. Как только Вы перестанете себя винить, Вам не нужно будет реагировать на провокации, так как они не будут иметь к Вам отношения. Ведь нас задевает обычно то, что есть в нас самих.
Всего Вам доброго,
Рината