Подозреваю, что свекровь больна и ей нужна помощь.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. История непростая. Очень нужна помощь. С самого начала отношения с моей свекровью и свекром были у меня замечательные... Свекровь очень весёлая, очень разговорчивая... каждый раз к нашему приезду приглашала много гостей, Устраивала праздник... Сначала мне даже нравилось. Потом началась семейная жизнь, да и с возрастом понимаешь, что надо зарабатывать деньги, растить детей, а не все время веселиться. Мы стали редко приезжать, их звать в гости тоже. Тогда она (как я потом узнала) стала вызывать скорую по поводу и без и звонить нам, чтоб мы приехали к ней, она же в больнице... Я сначала её жалела, пока среди её "диагнозов" не прозвучал рак, инфаркт... На самом деле всего этого не было. Но она настаивает, что было... В принципе можно было понять, может не хватает ей внимания... Но меня смущали страшные диагнозы и ещё то, что у неё только два состояния... Либо праздник и безудержное веселье, где она в центре внимания, а ей готовят угощения, либо она больна и о ней никто не заботится и звонит мужу и ругается с ним. Помогать она нам, как молодой семье, не стремилась вообще. Мы все делали сами, да и муж с детства все по дому сам, готовка, уборка, уроки. Привык уже к этому. Но мне было удивительно, что как только речь зайдет о помощи, она сразу меняется, становится какой-то агрессивной что ли... Позже я и мои родные стали замечать, что она врёт почти всегда... И разговаривает, скажем, ни о чем. То есть толкового разговора мы никогда не слышали. А врёт и в мелочах, и по-крупному...На каждом шагу. Даже в ситуациях, где я не понимаю, к чему нужна вообще ложь. Я никогда не сталкивалась с такими людьми, для которых ложь всюду это норма жизни... Это было неприятно, но мы держались...Я забеременела... Мы сообщили ей эту новость и приехали в гости. Новость ей сразу не понравилась. Но потом вроде бы отнеслась нормально. Гуляли спокойно в парке, как вдруг она подбежала и ударила меня двумя ладонями по животу...Я когда я её остановила, то ответ был из оперы "а что я такого сделала"... Я испугалась, но не сразу поняла, что произошло. В итоге до конца беременности я её избегала. После этого мне стало страшно за моего ребёнка. Я подозреваю, что она больна... Может быть психическое расстройство. Постоянно звонит моему мужу, чтобы с ним поругаться. А когда он не подходит к телефону, то пишет гневные Смс вроде "я приеду и устрою скандал", "я скоро умру, ты будешь об этом жалеть"... Не знаю, имеет ли это отношение к ситуации. Но она никуда не ездит одна, постоянно либо со своим мужем, либо с дочерью. Только на работу ходит в одиночку. Я подозреваю, что она больна... Но выглядит как вполне обычный человек. А я думаю, что она может быть опасна и навредит мне, либо мужу и ребёнку. Скажите, что необходимо делать в такой ситуации, чтобы защитить семью? И является ли такое поведение признаком заболевания?
Автор вопроса: Александра Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Грудкова Татьяна Викторовна.
Здравствуйте, Александра!
Мне понятна ваша обеспокоенность за себя и за свою семью. К сожалению, определить состояние вашей свекрови, не видя ее и не расспрашивая, я не смогу.
Хочу обратить ваше внимание, что ваша свекровь ходит на работу, выполняет свои рабочие обязанности. Ее ежедневно видят сотрудники, ее муж, ее дочь. Я думаю, что если бы у нее всерьез расстроилась психика, они бы уже заметили это и позаботились бы о ее здоровье.
То, что вы описываете, больше похоже на то, что у вашей свекрови очень большая привязанность к сыну. Она вложила в него много усилий, эмоций, любви. Когда пришло время отпустить его во взрослую жизнь, она поняла, что расстаться с ним - выше ее сил. Уход ребенка из родительской семьи вызывает у родителей сложный комплекс чувств и психических состояний, который в психологии называется – синдром «опустевшего гнезда». Это состояние, и правда, может выглядеть как сумасшествие. На самом деле это большая материнская печаль. Ее переживают все родители. Острота этой боли бывает разной. У вашей свекрови она очень сильная. Поэтому у нее и не получается отпустить ситуацию. Боль вынуждает ее что-то делать.
Свекровь смирилась с женитьбой сына. Чтоб окончательно не расставаться с ним, она старалась привлечь вас к себе, устраивая вам праздники. Она была веселой и радовалась, что нашла выход из сложной для нее ситуации. Когда же вы решили жить своей отдельной семьей, игнорируя потребности свекрови в тесном общении с вами, она нашла другой способ - стала манипулировать, вызывая у вас чувство вины, рассказывая о своих болезнях и угрожая своей смертью.
Если ваш муж не подходит к телефону, это только усугубляет внутренний дискомфорт вашей свекрови. Облегчить ее боль вполне в вашей власти. Вы с мужем уже взрослые люди и способны понять, что мама находится в сложном состоянии. Это же не очень трудно ежедневно ей звонить, чтобы расспросить о здоровье, выслушать жалобы, сказать какие-то слова поддержки или утешения?
Не обязательно встречаться с ней часто. Но она должна иметь возможность видеть своего сына с определенной периодичностью. Если она будет уверена, что по субботам, например, сын будет приходить к ней на полчаса, она постепенно успокоится.
Если вы ее боитесь, вы можете к ней не ходить, но ваш муж не должен ее оставлять в таком состоянии. Постарайтесь понять, что вы выросли, а родители стали слабее. И теперь ваш черед заботиться о них.
«…мне было удивительно, что как только речь зайдет о помощи, она сразу меняется, становится какой-то агрессивной что ли...» Если смотреть с ее позиции, то ваша просьба о помощи выглядит наглостью. Она ночи не спала, всю себя отдала сыну, а ее, вместо благодарности, бросили и еще смеют что-то просить…
Быть взрослыми – это значит взять на себя ответственность за все ситуации, происходящие в вашей жизни. Важно думать о работе, о бюджете, о саморазвитии и взаимопонимании, о воспитании детей и заботе о родителях. Вам не удастся вырастить благополучных детей, если вы будете пренебрегать родителями.
Я желаю вам терпения и мудрости!