Переживаю за семью сестры и племянника, который плохо себя ведет.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! В семье у сестры не здоровая ситуация. Воспитывает сына одна. Ребенок учится в третьем классе. Первые два года таких проблем не было, можно было договориться. С начала нового учебного года напрочь отказывается учиться. Уроки дурацкие, говорит, что тебе надо, ты и учись, тебе оценки нужны, мне все равно что ставят, чтобы заставить делать домашнюю работу надо потратить 1,5 часа и кричать, ругаться. Пробовала забирать у него телефон, говорит, что только злее сын становится, она боится, что окончательно поссорятся. Он может раскидать вещи в комнате мамы, цветы, закрывается в комнате, один раз не пошел в школу. Ни на какие дополнительные кружки и секции ходить не хочет (как и мама в детстве), а мама говорит, что пусть хоть учебой занимается (что совсем не правильно). В школе раньше сидел, смотрел в окно, сейчас часто его спрашивают, учитель говорит, что отвечает, значит слушает. Время проводит мама и сын тоже плохо, спорят, ссорятся, были в кино - ему неудобно сидеть, сказал, что лучше бы совсем не ходили. Мама сама тихоня и мямля, нет стержня и последовательности в действиях, постоянства, психует на него, раздражается, если он что-то спрашивает. Я у нее спрашиваю: чего ты сама хочешь от ребенка, на что внятного ответа нет, говорит, что устала воевать, заставлять, плачет от того, что не получается воспитывать. Проблема еще в питании, помимо того, что он почти не ест (ищет конфеты, печенье по шкафам) съедает треть от того, что на тарелку кладут (1 небольшая котлетка, макароны и пару кружков огурца – все остается), так он и сидит криво и прибор держит не правильно, «скрючивая» руку. Когда мой муж делал ему замечание – ноги опускал, но как оказалось, вилку держать правильно не умеет – в свое время сестра посчитала, что это не важно, как держать вилку. Как «не мешая» семье, можно им помочь?! Сестра если еще не в депрессии (я не умею это определять), то в шаге от этого. Переживаю за психологическое состояние не чужой семьи. С чего им надо начать и как строить отношения между собой, желательно по пунктам (должна быть инструкция для мамы в первую очередь).
Автор вопроса: Марина Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Абилева Ирина Жаскайратовна.
Здравствуйте, Марина!
К сожалению, инструкцию по пунктам для мамы не дам, так как она может не помочь, а навредить. Почему инструкция будет вредна. Я не знакома с полной картиной того, что происходит в семье вашей сестры. Проблемы, которые вы описываете, могут носить и физиологический характер, и ошибки в воспитании, ошибки в общении, и т.д. И нужно понимать, откуда они берутся, и только тогда будет понимание, что с этим можно делать и что именно надо менять.
Я в этом письме постараюсь отвечать на ваши вопросы, чтобы вы могли посмотреть на ситуацию с разных сторон, и постараюсь дать направление, что можно делать и на что обращать внимание, чтобы помочь близкому и родному человеку.
Лучше всего, если ваша сестра вместе с сыном пойдет на прием к психологу, и психолог рассмотрит ситуацию в целом, выявит характер проблемы и сможет оказать квалифицированную помощь. И ваша помощь здесь может быть в том, чтобы посоветовать или помочь сестре найти специалиста.
Вы пишите, что «первые два года таких проблем с учебой не было, можно было договориться. С начала нового учебного года напрочь отказывается учиться».
Нужно найти причину этих изменений. Что произошло в третьем классе? Почему раньше с ребенком можно было договориться, а сейчас нет. Какие события повлияли на это? Что изменилось в стиле общения. С кем он прекратил или начал общаться. Нужно проанализировать ситуацию в семье и в школе более подробно и совместно со специалистом.
Вы описываете, что в поведении мальчика появились вспышки ярости (раскидывает цветы и вещи), грубит. Все это тоже не бывает на пустом месте, и нужно выяснять причину. Это может быть как подражание кому-то в его окружении, может быть реакция на что-то, а может быть характерологические особенности, которые требуют корректировки. Все это нужно диагностировать, выявлять и потом строить стратегию изменения.
Ребенок не хочет делать уроки. И опять-таки, нужно понять причины, почему он их делать не хочет. Устает, не понимает тему, ему сложно учиться, скучно, нарушено внимание, нарушение эмоционально-волевой сферы, конфликт с учителем, конфликт с детьми, нарушение в поведении, или что-то другое. Причины могут быть разные, и разный подход будет в их устранении. Поговорите с ним, понаблюдайте, что происходит в его жизни, важно понять, чтобы что-то начать менять в отношениях. Раз учитель говорит, что ребенок в школе слушает и отвечает, значит, он воспринимает информацию, и интерес и какая-то мотивация к учебе сохранилась. Нужно понять, как он воспринимает информацию, какой вид мотивации у него преобладает в учебе. Выявить и поддержать интерес, который у ребенка к учебе еще есть.
«Чтобы заставить делать домашнюю работу надо потратить 1,5 часа и кричать, ругаться». Если ребенок делает уроки только в результате криков и ругани, такой стиль общения будет закрепляться.
Чем вы можете здесь помочь, пока не найден путь исправления ситуации. Возможно, как вариант, пока не будут решены проблемы в семье, предложите маме найти на время репетитора, который поможет наладить для ребенка процесс обучения.
Криво сидит за столом, не может держать правильно вилку, плохо ест. Я не знаю истории его развития, но здесь может быть дело не только в поведении и общении. Причины могут лежать в сфере физиологии, развитии крупной и мелкой моторики. Проблемы, которые трудно устранить только лишь замечанием. И снова нужно знать причины, чтобы корректировать. Возможно, нужен ряд упражнений.
Если говорить про маму. То, что мама кричит, раздражается, психует, на грани депрессии – не на пустом месте. Возможно, она перегружена проблемами, которые есть в ее жизни и общении, и у нее нет сейчас ресурсов с ними справиться. Работая с психологом, может выявить причины, которые влияют на эмоциональное состояние мамы и найти способ их устранить, как можно быстрее. И чтобы останавливать череду ссор, нужно искать конкретные ошибки в их общении с сыном. И для этого выявлять - что конкретно мама делает не так, и менять эти способы. Эту задачу решить можно. Но общими инструкциями здесь не обойдешься. На маме в их маленькой семье стоит много задач, и обеспечить ребенка и стать опорой для его развития, и поэтому ей необходимо позаботиться о своем эмоциональном состоянии.
Что еще можно делать. Кроме того, что есть что-то, что не получается, найдите все хорошие черты в поведении мальчика. Обращайте внимание на них и тоже анализируйте, что было сделано и почему получилось хорошо. Благодаря чему смогло получиться хорошо. Хвалите мальчика за все хорошие его поступки. Пусть за маленькие, но хорошие вещи. Учителю он отвечает - уже хорошо. Съел треть котлеты – молодец. Просите его что-то делать, благодарите за сделанное, учитесь с ним разговаривать, требовать строго, но без крика.
Как еще вы можете помочь со своей стороны. Мама растит мальчика одна, и я не знаю, принимает ли участие в воспитании отец. Мальчику важен контакт с мужчиной. Ему нужна в этом возрасте мужская авторитетная фигура. Это может быть учитель, тренер. Если ваши семьи близко общаются, то мальчик может брать пример с вашего мужа. Он бы многому мог научить ребенка и стать опорой в жизни. Воспитывать своим поведением: доброжелательно, твердо и по-взрослому общаясь с ребенком. Тут важно желание наладить контакт. А мальчик, потянется к мужчине, на которого можно опереться. Важны общее время и общие дела. Например, если он может делать что-то своими руками – может научить племянника. Если чем-то интересуется, может заинтересовать, например, взять его с собой на рыбалку, охоту, в поход, на тренировку, научить его приемам самообороны, вместе собрать что-нибудь из конструктора, поиграть в футбол, и т.п.: то есть совместные мужские занятия. Тут важно привлечь к себе внимание чем-то интересным.
Ведь недаром говорят, что для воспитания одного ребенка нужна целая деревня. Нужно много разных людей в окружении ребенка, чтобы он мог брать с них пример. И для того, чтобы мама не оставалась одна со своими проблемами – и как накормить, как обеспечить ребенка, воспитать, дать образование.
Помочь семье можно деятельным участием. Проводите время вместе с ними, приглашайте на различные семейные мероприятия. Когда мама занята, берите мальчика к себе, общайтесь с ним.
Найдите, что интересно мальчику. Чем вообще он интересуется? Какие есть у него увлечения? Поддержите его в его интересах и заинтересуйте своими делами. Живой интерес взрослых и любовь к ребенку меняют поведение. Раз его маме сейчас сложно, вы можете оказаться важными и значимыми людьми в его жизни, которые окажут положительное влияние. Рост и становление ребенка происходит под влиянием и заботой взрослых, которые его окружают. И поэтому важен ваш пример.
А психолог поможет диагностировать ситуацию, и помочь справиться с ошибками в поведении и общении.
Марина, Я желаю Вам удачи! Всего доброго!