Что делать, если дочь подросток не воспринимает меня как мать, а муж говорит, что надо было раньше её воспитывать.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Проблема в семье: дочь меня не хочет услышать, всё делает из-под палки, ей всего 13 лет, а характер свой показывает уже лет с 10, а может и всегда такая была. Раньше, ей еще можно было что-то объяснить, уговорить что-то сделать, а теперь вообще не слушает. Первые 2 четверти в школе показали себя: 2 тройки по алгебре и геометрии. Обещала исправить, но времени она тратит не более 2 часов в день на уроки, а остальное время сидит или в телевизоре или в телефоне. Я её объясняю, что нужно больше заниматься, если хочешь исправить оценки, она начинает грубить и говорит, что она всё сделала и больше уроки делать не будет. И так каждый день. Я устала. По- хозяйству тоже не могу заставить помочь мне убраться в квартире (помогает только пыль протрет, в выходные дни, остальное я сама делаю), посуду моет и то, не всегда (с вечера не хочет, оставляет гору на утро). А ведь мы с ней договорились, что она моет один раз в день, всю мелочь, крупную посуду мою я или папа. Мужу жалуюсь, что она мне дерзит, не слушается, а он говорит, что раньше надо было воспитывать, мол я за неё в начальной школе уроки делала и приучила её к этому, поэтому пожинай плоды своего воспитания! Сейчас то она к урокам меня вообще не допускает, не дает проверять домашнюю работу, только когда труды - просит помощи. Муж утверждает, что уже её поздно воспитывать и игнорирует мои просьбы поговорить с ней или даже заставить её. Я понимаю, что так не должно быть и она еще ребенок, ее нужно заставлять делать всё, но очень аккуратно, не сильно напрягая, но делать в 13 лет она должна многое. Конечно, когда ей очень хочется чего-нибудь вкусненького (на праздники) она и салаты мне помогает делать и пыль вытрет, но это так редко бывает, может так и надо? Я тоже устаю на работе, потом дома стоишь готовишь до ночи, прибраться нет сил, так нужна чья-то помощь, муж всегда поздно приходит и тоже не дождешься помощи (он мне гараж больше 5 лет обещает отремонтировать - ссоры постоянно из-за этого). Подскажите, пожалуйста, что я не так делаю? Может начать их игнорировать и не общаться с ними, пока они сами не поймут, что не так делают. Спасибо.
Автор вопроса: Евгения Возраст: 41

На вопрос отвечает психолог Ширяева Вера Васильевна.
Евгения, здравствуйте.
Общаться надо обязательно — это главное условие хороших отношений. Только общаться надо правильно. Есть много литературы на эту тему.
Критика и требования — это монстры общения, не допускайте их в свою прекрасную семью. Учитесь договариваться, учитывать интересы всех — и Ваши, и мужа, и дочери. Не допускайте ссор, а если уж видите, что назрел конфликт, то сделайте его конструктивным. Надо спокойно выяснить, у кого какие потребности, почему их не получается реализовать. Уверена, что Ваш муж не ремонтирует гараж не на зло Вам, не потому, что хочет Вам навредить, что есть какие-то обстоятельства, которые не позволяют ему сделать это. Например, низкая мотивация. Надо спокойно разобраться, обсудить — почему так происходит.
Заставить Вашу дочь что-то делать невозможно (ну если, конечно, Вы не собираетесь применять пытки), а воспитывать можно только заботой о ней, добром, любовью, поддержкой, безусловным принятием, уважением, соблюдением границ. То, что она дерзит и не слушается — это особенности подросткового возраста. Когда она была маленькая, Вы определяли ее жизнь полностью, теперь настало время заключить с ней договор о том, как ваша семья будет жить дальше, учитывая потребности повзрослевшего ребенка. Следует четко определить границы ее обязанностей и сделать их предельно минимальными и конкретными, потом по договоренности можно будет их менять. Например,
1. она моет посуду, но не абстрактно всю мелкую, а конкретно отвечает за чистоту этих 10 тарелок и 5 чашек.
2. раз в неделю, по средам, подметает или моет пол в своей комнате.
3. два раза в неделю чистит картошку к ужину.
Все! Больше к ней по дому никаких претензий не предъявляется! Понятно, что этот список вы составляете свой собственный.
Вы уже не можете контролировать то, сколько она сидит в телефоне — она просто может уйти из дома и проводить свое время в другом месте. А это потеря контакта с ней, и это худшее, что может произойти. Но Вы можете создавать теплую, радостную атмосферу в доме и семье, чтобы ей больше хотелось проводить время с вами, а не сбегать от кошмара семейных неурядиц в телефон и телевизор.
Школа и уроки — это теперь только ее ответственность. Вы можете создать ей крепкий тыл, чтобы она не была между молотом и наковальней — вами и школой, а чувствовала себя уверенной и защищенный от всех вызовов этого мира, в том числе от школы.
Если будет хорошая мотивация — будут отличные оценки.
Вот Ваша усталость — это серьезно, это предмет для большого разговора, но это Ваша ответственность, а не Вашей дочери. И это уже совсем другая история.
Всего Вам самого-самого доброго.
С уважением, Вера.