Как взаимодействовать с братом, который не соблюдает договоренностей?

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
Сейчас я живу в одной квартире с матерью и младшим братом. Мы оба совершеннолетние, работаем, у каждого своя комната. Проблема в том, что брат ведет себя инфантильно. С ним невозможно договориться практически ни о чём, что касается комфортной жизни в одной квартире. Давить на него, угрожать и пр. я не хочу, потому что понимаю, что это нездоровое поведение. Но и "по-взрослому", когда два человека спокойно поговорили и нашли решение, которое устраивает обоих, он не хочет. То есть, сначала он может согласиться, но потом всё равно этого не делать и не выполнять. Когда это отметишь, он может или врать до последнего, очень по-детски (в духе "это не я, я вообще ничего не делал"), либо сказать, мол, хорошо, я сделаю, но в итоге всё равно не выполнить обещания. Один пример: он курит электронную сигарету у себя в комнате, и мы просим его делать это на балконе с открытыми окнами, потому что у нас болит голова от её пара и мы не хотим им дышать. Он соглашается, но очень часто всё равно курит в комнате, надеясь, что никто этого не заметит. Когда это раскрывается, сначала он до последнего врёт, что в комнате не курил и нам всё кажется, а когда отпираться не получается, говорит, что ОК, будет курить на балконе, но всё равно старается как можно больше делать это "тайком" в комнате. И это повторяется множество раз. Для меня это чувствуется как "я буду делать только так, как я хочу, мне плевать на твои потребности и что тебе может быть что-то неудобно", и это больно. Но как говорить с человеком, который просто не слушает и плевать хотел - я не знаю. Однажды, когда я пыталась объяснить ему, что стоит что-то поменять в поведении, если оно мешает другим, он заявил: "Так а что ты мне сделаешь?" В духе "буду вести себя, как захочу, всё равно мне за это ничего не будет".
Надеюсь получить советы по взаимодействию с такими людьми в таких обстоятельствах. Прошу иметь в виду, что на данный момент у меня недостаточно средств для того, чтобы снимать квартиру отдельно, и на работу с этим уйдёт ещё какое-то время, и подобная атмосфера дома позитивно на этом не скажется. Потому советы "просто переезжай" мне сейчас вряд ли помогут.
Заранее спасибо!
Автор вопроса: Мира Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Мира!
Строить отношения с кем бы то ни было всегда достаточно сложная работа! А строить отношения на общей территории вообще бывает та еще морока. Но это лишь кажется на непосвященный взгляд! А все просто и сложно одновременно.
Если Вы и сама задумаетесь над тем, что происходит во взаимоотношениях с Вашим братом на общей территории, то поймете, что Вас раздражает в его поведении то, что он совсем не заморачивается тем, насколько комфортно другим рядом с ним. И вот тут может быть множество причин такого раздражения. Начиная от желания, чтобы все было по-Вашему – Вашим правилам, Вашим требованиям, в конце концов, для Вашего удобства, и заканчивая неосознаваемой завистью к способности другого ставить собственный комфорт превыше всего.
И первое понятно, и второе объяснимо.
Желание обеспечить себе комфорт естественно для любого человека. Правда, в условиях наших малогабаритных коммунальных условий оно сталкивается с такими же желаниями других. И что самое обидное, не всегда эти желания совпадают с Вашим пониманием комфорта и условий общежития. Но мы все разные и имеем разный уровень не только понимания комфорта, но и понимания того, как его можно обеспечить. Для кого-то, например, это соблюдение общих правил, установленных в рамках совместного проживания, для кого-то игнорирование их. И Ваши попытки изменить подобное мнение у другого так или иначе будут натыкаться на нежелание понимать Ваши трудности, идти на разумные уступки и соблюдения приличий до тех пор, пока в комфорте другого не произойдут какие-либо изменения, которые вынудят его самого пересмотреть свое отношение к этой ситуации.
В Ваших же силах, к счастью или сожалению, есть возможность менять только свое к этому отношение или свои на это реакции.
Конечно, можно попытаться ускорить изменения в комфортном пребывании условного противника на общей территории. Например, перестав удовлетворять какие-то его потребности на ней - использование совместной посуды или бытовой техники, установить график посещения мест общего пользования и благами современной цивилизации. Но это путь ресурсоистощающий самого борца за справедливость в общем пространстве и могут привести только к обострению ситуации и более ярко выраженному противостоянию.
К тому же, есть любители именно таким способом «получать» недостающие им в обыденной жизни эмоции и ощущение собственной значимости. Поэтому это может стать для них подарком в плане поднятия своей самооценки, с которой, могу предположить, есть определенные проблемы.
Вообще, борьба за территорию один из способов укрепить лидерство. Поэтому описанные Вами отношения так напоминают борьбу между альфа самцами у стайных животных. И если Вами не признается его лидерство (удивительно, что Вы не описали отношения к этому родителей. Наверное, место «главы» семьи вакантно или занято слабым представителем?!), то Ваш брат, похоже, считает что имеет на это право по половому признаку, совершенно не переживая о необходимости подтверждать его другими способами – взять на себя «мужскую» функцию в семье, обеспечивать, защищать, оберегать и т.п. в общепринятом понимании. (Или есть и такие проявления его мужского присутствия в доме?)
И все-таки, Мира, рекомендую не уповать на появление в брате желания меняться, а разобраться в себе – что же именно Вас больше раздражает в его поведении и манере себя вести и постараться изменить свое отношение к этому.
Если Вы вдруг обнаружите, что претендуете на роль лидера в Вашей семье, а Ваш брат всячески «возвращает» Вас к Вашему несовершенству в этом вопросе, то поищите другое место для реализации собственных амбиций. Человек удовлетворенный своим положением в обществе редко обращает внимание на попытки других подорвать его уверенность в себе. Это как в басне про Слона и Моську. Слону не надо убеждать маленькую собачку в собственном бесстрашии, а вот ей для утверждения себя в этом статусе нужно лаять именно на слона.
Если Вы слишком озабочены тем, чтобы не доставлять другим неудобства своими действиями, а кто-то плевать хотел на подобные условности, то посмотрите, что в Вашей жизни так угнетает Вас саму. Может быть Вам стоит научиться больше внимания уделять и тому, чтобы оставаться собой, не прогибаясь под завышенные требования к условиям пребывания Вас в обществе других? Может быть желание быть удобной и неконфликтной мешает Вам в полной мере быть собой? И именно на противоположное поведение Вы реагируете так именно потому, что не можете позволить себе подобного в силу множества причин? Ну так разбираться нужно именно с причинами такого ВАШЕГО поведения и реакций!
Проживание различных людей на общей территории та еще «большая политика»! И искать точки, в которых будут учтены требования и возможности всех достаточно сложно, но возможно. Было бы желание! И вот над его появлением со стороны Вашего брата и стоит поработать. По мере возможности. Желательно, без открытой конфронтации и проявления агрессии.
С уважением и верой в Ваши исконно женские дипломатические возможности,
Гладкова Елена.