Дочка 4 лет начала называть бабушку мамой.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Помогите пожалуйста разобраться в ситуации.
Мы были с мужем заграницей, дочку оставили с бабушкой. Но в связи с ситуацией в мире не смогли вовремя уехать.
Мы и раньше уезжали, но редко и не больше чем на 5 дней.
На данный момент нас не было чуть больше двух недель.
Мы звоним им несколько раз в день по видеосвязи и слышим, что дочка называет бабушку мама, а та ее никак не поправляет. При этом по разговору с дочкой не сильно заметно, что ей там плохо, не может долго с нами разговаривать, быстро отвлекается и бежит играться. На любые наши разговоры бабушка отмахивается. Мы простим исправлять ребёнка, она вроде говорит, что будет, чтоб мы отстали он неё.
При этом зная ее она может очень не лестно высказываться о нас в присутствии ребёнка. И она ни разу за все те разы, когда мы слышали ее не исправила. Я уверена, что ни разу даже не пыталась, и даже наоборот охотно отзывается.
Нам нельзя к ней приезжать ещё минимум неделю. Я боюсь что за это время у неё это войдет в норму, будет считать бабушку второй мамой или ещё похуже. Такое впечатление, что мы можем потерять ее и это будет уже совсем другой ребёнок.
Меня от этого трясёт и выворачивает наизнанку. Часто плачу, никак не могу прийти в себя. Я и так очень сильно тоскую по ней. А тут ещё и такая ситуация. Мы ели себя держим в руках чтоб не сорваться и не забрать ее прямо сейчас.
Подскажите пожалуйста что нам делать? Как себя вести? Как объяснить бабушке почему дочку нужно поправлять? И нужно ли на самом деле. Как потом ребёнку объяснить, что это было неправильно?
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Реутенко Юлия Васильевна.
Здравствуйте , Екатерина .
В вашем запросе тревожность того , что дочь называет бабушку мамой – на самом деле вторична .
Скорее всего «обострение » тревожности произошло под наслоением ситуации в мире , которая сейчас происходит . Потому как исходя из вашего письма , ранее вы не замечали , или этот фактор вовсе отсутствовал (я о подмене семейных ролей для вашего ребенка )?
Вы пишите : «Мы и раньше уезжали, но редко и не больше чем на 5 дней » . Как вела себя дочь этот период ? Называла ли она тогда бабашку мамой ?
Екатерина , в первую очередь , исходя из мною «увиденного » - нужно разбираться ваших с мамой «детско-родительских » отношениях .
Во множестве ваших строк – вы ни разу не назвали эту женщину мамой . Почему ?
Сомневаюсь , что речь шла о вашей свекрови или о Вашей бабушке . А исходя из того , что я предполагаю ,что эта женщина ваша мама – я бы акцентировала ваше внимание на вас с мамой .
В рамках «такого» типа консультаций - я могу вам дать только вводные « на подумать » , в виде таких вопросов :
- если представить ваши отношения с мамой ( в целом , не на сегодня ) , метафорически , то что бы это было ? ( картина , изображение , форма ).
- что можно сделать по отношению к этой метафоре , возникшей после прочтения пункта выше , чтобы улучшить ваши отношения ? Попробуйте запустить этот процесс в вашем воображении .
- ваши отношения с мамой это что ? К примеру , если вас попросят ответить на вопрос в виде формулы : мои отношения с мамой = « », эта пустота это будет что ? Почему именно это слово ?
- за что обижаетесь на маму? Почему агрессируете на нее ?
- за что она обижается на вас ? иначе ваша фраза : « При этом зная ее она может очень не лестно высказываться о нас в присутствии ребёнка » - это о чем ?
- почему не доверяете ребенка маме ? в чем сомнения ? где видите опасность ? , иначе , почему вы думаете , что вашей дочери с бабушкой должно быть плохо ? вы пишите : «при этом по разговору с дочкой не сильно заметно, что ей там плохо, не может долго с нами разговаривать, быстро отвлекается и бежит играться.»
Нельзя упускать момент в разборе вашего запроса - именно ваших отношений с мамой .
Прежде всего нужно разобраться вам с вашей мамой .
Выберите время и поговорите с ней на тему детских обид.
Уверена , что обе стороны многое могут сказать друг другу . Проясните желания \ ожидания друг друга на ТОТ момент ( не забывайте и о мотивах друг друга в ТО время ).
После всего - четко проясните свои роли друг друга в вашей семейной системе , с акцентом на воспитание вашей дочери .
Свою роль в воспитании своей дочери – она уже отыграла . Не бойтесь сказать об этом . Ваша роль в воспитании своего ребенка – на пике ( она продлиться до 7 лет ). Установите четкие правила на период пребывания , пусть даже краткосрочных ваших поездок без дочери для вашей мамы .
Но это важно сделать только после того , как вы разберётесь с вашими с ней отношениями .
В вашей маме ( исходя из того что вы написали – прослеживается некая авторитарность ), если не разобраться между вами с ней , то установленные правила вами и дальше могут вызывать у нее стремление к «единовластию» и единоличному управлению в вашей семейной системе через ребенка (своего рода манипуляция , неосознаваемая ею же …) , но если все проработать мудро , то можно развернуть вектор ее авторитарности и создать таким образом вокруг ее авторитарной личности - атмосферу взаимного уважения, формируя таким образом авторитет к ней же .
Относительно вашей дочери . Ни о какой потери ее , как вашей дочери для вас , в этот период не может быть и речи . Это абсолютно ! Нужно понять , что на данный момент ваша мама сыграла роль « символической мамы » , это временно . Даже если это будет повторяться на время вашего отсутствия .
Когда родная мама «исчезает », ребенку всегда (до определённого возраста ) нужна материнская фигура . В ее восприятии мира – это всегда тот человек , который будет ее любить , проявлять заботу и ласку , нежность . В возрасте вашей дочери – отсутствие мамы , даже временное , это некая « дыра ». В ее картине мира нет недостающей фигуры и это Не значит , что она страдает от этого , или забыла о вас , и сделает подмену ролей в семейной системе. Нет !
Если вам тяжело сделать это в реальности – поблагодарите за эту заботу к вашему ребенку свою маму просто в мыслях . Это важно .
У многих такой возможности нет и зачастую «символическую маму » , в подобных ситуациях с вашей – эту фигуру заменяет совершенно чужой человек …. Няня ..
И это куда травматичней для родных мам .
Мудрости вам , и помните , что от ваших гармоничных отношений с вашей мамой – будут зависеть ваши гармоничнее отношения с вашей девочкой !
В разрезе семейно-системной психологии это работает именно так ).
И прошу прощения за задержку с ответом )