Как не поссориться окончательно с родителями мужа?

Вопрос психологу:
Добрый день! Помогите разобраться в моей ситуации...Живем с родителями мужа : я, муж, дочь 4,5 года и сын 3 года. По началу всё было хорошо, родилась дочка, свекровь во всём помогала ( к слову у неё ещё есть дочь и сын, 5 внуков и одна внучка). Дочка моя девочка с характером, началось всё ближе к 1,5 годам, может долго капризничать, не слушаться. Сейчас ей уже почти 5 и всё равно иногда может « поныть». С сыном всё было по проще. Сейчас он подрос и с сестрой часто что то делят, естественно начинают плакать, потому что то толкнул - толкнула, не дал - не дала, отобрал - отобрала и всё в этом духе. Со свекром отношения изначально были никакие, он пьёт часто, мужа моего может обозвать, бывало даже руку поднимал. Так же и со старшим сыном обращается. Со свекровью было всё хорошо, ровно до того момента пока дети не начали капризничать. Свёкор вообще ударил по щеке внучку в ОДИН! ОДИН ГОД, и знаете за что? За то что она взяла пульт от телевизора который он смотрел! Я час успокоиться не могла! Очень часто обзывает внучку то дурой, то глупой. Рассказываю мужу, так он только выругается « про себя» и всё, свекровь по началу ещё делала какие то замечания, а сейчас вообще как собака злая на детей, только и слышно уходите из моей комнаты, достали, ни у кого криков нет только вы орете и и.д. Сегодня вообще мою дочь назвала оскорбительным словом. Ну разве так можно с ребёнком? С единственной внучкой! Да характер не сахар, но это не повод для оскорблений. Высказываю всё мужу , прошу делать замечания на подобные вещи, а он говорит, что ничего сказать не может так как мы же тут живём, никаких прав не имеем. ( собственного жилья у нас нету пока, есть некоторые финансовые трудности. Мы не тянем пока ни ипотеку ни съемное жильё). Я тоже всё прекрасно понимаю с одной стороны ( сторону свекрови, свекра я даже не пытаюсь понять, это очень тяжелый человек, очень алчный, завистливый) работа, а тут ещё вечер пищащие дети, но это же не повод обзывать маленьких детей. При этом всём дочка свекрови всегда самая замечательная, ребёнок её на месяц по младше моей дочки, и внук от дочки самый прекрасный и видите ли не плачет он ( хотя тоже тот ещё ...), а если и плачет то это либо моя ему что то не дала, либо устал бедненький. Он может что то сделать пакостное, когда в гости приходят, а ругают сразу моих, потому что тот не мог такого сделать. Если он ударит/ ущипнёт так это вы сами виноваты. В общем сил моих больше нет. Если в самом начале нашей совместной жизни я радовалась, что у меня такая хорошая свекровь, то сейчас она меня ужасно злит, на меня пусть говорит что угодно и сколько угодно, но вот за детей мне очень обидно, до слёз. Я просто не могу понять ну почему такое отношение к внукам? Просто потому что мы живём всё вместе? Как я хочу от сюда уехать...ни одного дня ещё спокойного не было. Каждый день какой нибудь или скандал или оскорбление или вообще берет всё игрушки выставляет, детей выгоняет с криками идите от сюда.... ну разве это Бабушка и мать троих детей? Неужели уже никак не достучаться, что нельзя так разговаривать с детьми? Желание одно - съехать и оборвать всё общение.
Автор вопроса: Алина Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Абилева Ирина Жаскайратовна.
Здравствуйте, Алина!
«Как не поссориться окончательно с родителями мужа?» – Для этого нужно с вашей стороны приложить силы и старания. Постарайтесь понаблюдать, в каких случаях разгорается скандал, а в каких вы живете мирно. Налаживать отношения нужно вам в первую очередь, так как именно вы родители, и несете ответственность за благополучное воспитание ваших детей. И вы в первую очередь должны обеспечить, чтобы детей окружал мир и покой. Для этого вам самим нужно научиться быть спокойной и уметь улаживать возникающие конфликты.
Для этого вам и нужно попытаться понять родителей вашего мужа, и прилагать усилия для налаживания мира.
«Очень часто обзывает внучку то дурой, то глупой…. Сегодня вообще мою дочь назвала оскорбительным словом. Ну разве так можно с ребёнком?» Да, так нельзя. Но если это происходит, и вы совсем никак не можете повлиять на ситуацию, не можете наладить отношения, спокойно поговорить с отцом, то возможно, должны решить ваш собственный жилищный вопрос, например, снять отдельное жилье. И вы как родители отвечаете за это.
«Рассказываю мужу, так он только выругается». «Высказываю всё мужу , прошу делать замечания на подобные вещи, а он говорит, что ничего сказать не может так как мы же тут живём, никаких прав не имеем.» Что конкретно вы хотите чтобы ваш муж сказал родителям? Какие «замечания» сделал? Ваши высказывания помогают улучшить обстановку в семье или наоборот – ухудшают? У вашего мужа уже есть какие-то сложившиеся отношения с родителями, он что-то может сказать что-то не может. И для того чтобы он говорил что-то родителям – он должен захотеть это сделать, и уметь. Если вы от него требуете того, что сейчас для него невозможно, то будете лишь зря тратить на это силы и эмоции.
«только и слышно уходите из моей комнаты, достали» - У свекрови есть своя комната. Вы со своей стороны можете как-то регулировать занятия детей так, чтобы у вашей свекрови была возможность там находиться одной, отдыхать. А потом она может общаться с детьми по собственному желанию. Она может их позвать к себе, или вы договоритесь с ней, чтобы она позанималась с ними.
«Я тоже всё прекрасно понимаю - работа, а тут ещё вечер пищащие дети, но это же не повод обзывать маленьких детей». Обзывать не повод. Но вы пишите, что видите, как ей самой сложно. Возможно, уже возраст сказывается. Мы не знаем возможностей вашей свекрови, насколько ей тяжело или нет сейчас. И если она кричит – скорее всего, ей самой нужна помощь в чем-то. Посмотрите, в чем вы можете ей помочь, дайте отдохнуть, скажите ей добрые слова после работы, сделайте ей что-то приятное. Поговорите с ней, скажите, как вы цените ее помощь. Ведь они помогают вам в ваш трудный финансовый период, предоставляют вам жилье. И когда ей станет легче – она и кричать перестанет.
«свекра я даже не пытаюсь понять, это очень тяжелый человек, очень алчный, завистливый». А почему даже не пытаетесь? Может, стоит все-таки попытаться, тоже поблагодарить его хотя бы за то, что он предоставляется вам кров. А если так все плохо – надо съезжать.
«жилья у нас нету пока, есть некоторые финансовые трудности» - Вот и нужно заниматься этим вопросом вплотную и решать его.
«При этом всём дочка свекрови всегда самая замечательная….» - постарайтесь не фиксировать ваше внимание на негативе. Если будете сравнивать, что свекровь кого-то похвалила, а вашего ребенка нет, то лишь усилите свою обиду. Найдите, что хорошего делала свекровь в ваш адрес. Поблагодарите ее за это.
«я радовалась, что у меня такая хорошая свекровь, то сейчас она меня ужасно злит». Постарайтесь разобраться с вашей злостью, с вашими чувствами. Если не получается, обратитесь к психологу. Пробуйте найти общий язык с родными, и злость ваша уменьшится.
«Я просто не могу понять ну почему такое отношение к внукам? Просто потому что мы живём всё вместе?». Совместное проживание заставляет более ответственно подходить к отношениям, накладывает больше ответственности за эмоции. Люди чаще задевают друг друга. Нужно учиться решать спорные вопросы мирным путем, договариваясь.
«ну разве это Бабушка и мать троих детей?». Алина, ищите, что именно Вы можете сделать для того, чтобы обстановка в доме не накалялась. Вы не сможете исправить другого человека. Но вы можете своими действиями влиять на климат в семье. Этому можно учиться.
Можете записаться на консультацию, и мы с вами обсудим, как это делать именно в условиях вашей семьи.
С уважением, психолог Ирина Абилева.