Соперничество с золовкой. Чувствую себя в стае гиен.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Моя золовка изначально меня невзлюбила. Она завидовала тому, что ее брат любит меня, а у нее у самой отношения разрушились. Она писала брату письма, пытаясь оклеветать меня. В итоге я пресекла с ней общение. Через время она извинилась. Но я чувствую, что она все равно ко мне неровно дышит, прикрываясь дружелюбием. Она читает мои переписки со свекровью. Просит, чтоб свекровь ей скидывала наши фото. Буквально следит за нашей жизнью. Пытается повторять за мной, делает подобные фотографии. Мне уже это дико надоело. Не упускает возможность похвастаться. Что-то доказать мне. Я думаю, что она мне завидует. Как перестать реагировать на этого человека и как сделать так, чтоб она оставила меня в покое и перестала соревноваться со мной? Просто это правда очень выматывает, постоянно пишет мне под каким-то предлогом, чтоб похвастаться, прикрываясь дружелюбием, а я чувствую что это не так. Потому что, когда у нас какое-то радостное событие на ней нет лица. Я пыталась ее полюбить и выстроить дружеские отношения, но меня раздражает ее манера хвастаться, как будто специально хочет казаться лучше, чем есть. И свекровь главное идет у нее на поводу, скидывает ей все наши переписки, да и не только со мной, но и с сыном. Она кстати против брата и родителей пытается настроить. Первый раз вижу такое, чтоб человек так не любил своего близкого родственника. Свекровь видно, что разделяет их. Тем самым дает почву дочери себя так вести. В общем такие дела. Чувствую себя в стае гиен. Была бы моя воля вообще бы не общалась, но нет же она настырно лезет в мою жизнь.
Автор вопроса: Анфиса Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Добрый день, Анфиса!
Очень жаль, что у вас с золовкой сложились такие отношения. Все мы мечтаем о том, чтобы всё в жизни складывалось удачно, чтобы все люди относились к нам уважительно, но, к сожалению, так бывает не всегда.
Про золовку в народе есть поговорки, которые весьма своеобразно и ярко
характеризуют особенности взаимоотношений, например, "золовушка - змеиная головушка", "золовка хуже свекровки" и т.д. Это говорит о том, что проблемы во взаимоотношениях невестки с сестрой мужа бывают напряжёнными достаточно часто, иначе это не стало бы предметом таких комментариев в народе. Хотя так же часто встречаются и очень хорошие отношения с золовкой, она может стать лучшей подругой.
Думаю, Вы совершенно правы в том, что сестра мужа ревнует. Только давайте разберёмся в причинах этой ревности. Есть разные варианты понимания ревности, связанные с тем, старшая это сестра или младшая, какие взаимоотношения с родителями, полная ли была у них семья.
Если это старшая сестра, то она могла привыкнуть к тому, что она командует младшим братом, она словно назначена заместителем матери, а потому берёт на себя полномочия следить за братом, оценивать его выбор, делать замечания ему или его друзьям, девушкам и даже его законной жене. Так будет продолжаться ровно столько, сколько брата будет устраивать такая форма заботы сестры.
Если в семье брат так или иначе заменял отца (например, отец мог в принципе отсутствовать в жизни семьи, часто не бывать дома из-за командировок или был "подкаблучником" и т.д.), то сестра может воспринимать брата как единственного защитника, главу семьи, "мужика в доме". Тогда женитьба брата воспринимается сестрой как его предательство своей собственной родной семьи, угроза для безопасности сестры, их матери, а Вы воспринимаетесь как первопричина возникновения такой угрозы, разрушения привычного уклада их жизни.
Есть ещё такая известная тема, которая тоже частенько имеет место быть, когда сестре очень нравится брат, но по законам природы такая симпатия запретна. Наверняка слышали такое, когда маленькая дочка считает своего папу самым красивым, лучшим мужчиной и говорит маме "я выйду замуж за папу, когда ты умрёшь". Это из области психоанализа, комплексов между родственниками. Сестра может не осознавать, что привязана к брату, при этом ревностно относится к появлению у брата женщины, бессознательно может воспринимать жену любимого брата как соперницу. Тем более, если Вы говорите, что у сестры пока неудачно складывается личная жизнь. Возможно, она ищет такого же хорошего, как брат, но пока не находит?
В любом случае, Анфиса, обстоятельства таковы, что Вы стали частью этой семьи, а не наоборот. Ваш муж и его сестра связаны силами, которые принципиально отличаются от тех, которые связывают Вас и мужа. Это сила кровной связи, это одни родители у обоих, они отчасти не представляют себе жизни без сестры/брата. Они связаны друг с другом как минимум привычкой, как бы банально это ни звучало.
Иногда говорят "жён может быть много, а мать одна". Перефразируйте это на сестру, хотя сестёр тоже может быть несколько, если говорить по существу. Вы появились в этой семье гораздо позже. Но это не означает, что Вы обречены на неуважение, пренебрежение Вашими интересами, Анфиса. Просто постарайтесь не обижаться на золовку, не пытайтесь увидеть в ней врага, которого нужно изгнать из жизни Вашего мужа любой ценой. Так Вы ничего хорошего не добьётесь.
Самое неблагодарное занятие - ссорить своего мужа с семьёй, заставлять его делать выбор между Вами и матерью, сестрой и т.д. Пожалейте хотя бы своего мужа, если он Вам дорог, не втягивайте его в это бессмысленное противостояние. Подумайте лучше, почему Вас так раздражает золовка? Может быть дело в том, что Вам не хватает внимания мужа? Или Вы не уверены в себе, потому воспринимаете золовку как потенциальную угрозу своему положению?
Выполните такое упражнение. Возможно, оно поможет Вам понять мотивы и чувства золовки, посмотреть на ситуацию её глазами. Возьмите мелкие предметы, фигурки на роли заместителей реально существующих людей: Вы, муж, его сестра, их мать, отец и т.д. Абстрагируйтесь от симпатий и антипатий к предметам-персонажам. Расставьте предметы на столе перед собой и попробуйте "поиграть" в то, как эти персонажи жили с самого детства, "свою" фигурку пока отодвиньте. Почувствуйте, что происходит в эмоциях каждого, кто чего хочет от других персонажей, в чём нуждается. А потом добавьте свою фигурку. Оцените, как изменилось эмоциональное состояние, расстановка сил в системе семьи. Особое внимание уделите взаимодействию, диалогу фигурок золовки и Вас. Тогда Вы сможете почувствовать, какого поведения от Вас ждут, что Вы можете сделать, чтобы улучшить отношения, а какое Ваше отношение, поведение делает Вас изгоем в этой семье, из-за чего Вы начали себя чувствовать как в стае гиен.
Анфиса, золовка не является демоном, которого нужно изгнать, она родная сестра любимого Вами человека, мужа, она лишь защищает свои нарушенные Вашим появлением интересы. Вы словно обе претендуете на одного мужчину и пользуетесь одинаковыми методами: тянете его на себя, обижаетесь, думаете плохо о сопернице, строите планы отодвинуть соперницу подальше, нарушаете границы, пытаетесь контролировать чужую жизнь.
Попробуйте другой подход. Вы пишете, что она за Вами всё повторяет, так может быть это говорит о том, что она считает Вас идеалом, образцом для подражания? Её проблема в том, что она не умеет выражать свои чувства, соблюдать дистанцию, не вторгаться в личную жизнь брата. Ну так помогите ей в этом, научите своим примером - как сохранять хорошие отношения с чужими родственниками без зависти и обид, тактично отстаивать своё право занимать часть жизни Вашего мужа.