Племянник ничего не делает и ведет себя нагло. Как себя вести с ним?

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Моему племяннику 17, 5лет. Очень хороший парень, занимается вольной борьбой. Старший ребенок в семье, у сестры 2детей от первого брака и 2детей от второго брака.
Во время карантина он начал бегать к своему отцу, отец детей, никогда не занимался воспитанием детей, алименты не платил. Вот как 3мес. ребенка , как подменили. Начал вести себя нагло, хамить и маме, отчиму, всем. Карантин закончился и вдруг ребенок заявил, что в школу ходить не будет, нет смысла в учебе, тренировки тоже почти забросил, работать не хочет. Говорит, что не видит в этом смысла, будущее он не планирует, деньги ему не нужны. Смысл учится и работать, если человек все равно умрет. Все разговоры ничего не дают. Теперь отчим, который его вырастил, она не должна была замуж за него выходить. Винит свою маму, что от отца его ушла. Отец подарил ему цепочку и кепку, с ними он не расстается. Отец его теперь и Царь и Бог для него. Моя сестра никогда не препятствовала , чтобы дети общались со своим папой. Бывший муж до сих пор не женился, прошло уже 12лет. Он начал настраивать ребенка против матери и отчима. Когда после очередного скандала, племянник собрал вещи и убежал к отцу. Тот его не принял, сказал что не работает и вечером он пришел домой. Вот уже целый месяц сидит в комнате с телефоном, и ничего не делает. Учителю сказал, что больше не пойдет в школу. Дома ничего не делает, с братьями не разговаривает, как только отчим приходит с работы, сразу заходит в свою комнату. Учился на права и тоже забросил на пол пути. Сказал, что ему это не нужно!
Отец его всю жизнь ходит и говорит, что денег у него нет, ему помогает его сестра. Деньги это мусор, но при всем при этом , имеет свою квартиру, работает по черному, чтобы не платить алименты. .
Я понимаю, что у ребенка переходной возраст, и уже взрослый пацан. Ведет себя нагло. Терпения уже у сестры не хватает.
Как себя вести, хочет наладить с ним отношения. Помогите пожалуйста советом, спасибо.
Автор вопроса: Женя Возраст: 40

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Женя, здравствуйте!
То, что вы заботитесь о племяннике и стараетесь помочь вашей сестре – это замечательно. Было бы лучше, если бы сестра сама обратилась к психологам за помощью. Так она все-таки имеет или имела большее влияние на сына и более тесный контакт с ним.
К сожалению, только по вашему письму возникает больше вопросов, чем ответов. Поэтому я буду всего лишь предполагать, не имея возможности слышать ваши ответы, а вы, возможно, поймете, что вам нужно делать в сложившейся ситуации.
Как часто вы видитесь с вашим племянником? Какое у вас было общение до того, как с ним это все случилось? Если у вас было дружеское общение – вы можете, опять же, по-дружески объяснить мальчику, к чему приведет такое его поведение. Но не в виде нравоучений. А в виде дружеской беседы, наводя примеры из своего детства и своих каких-то ошибочных суждений. Это поможет вам немного сблизиться, и племянник может пойти на контакт.
Возможно, у племянника не было авторитета в семье. Мужчины, на которого он хотел бы ровняться и кого реально бы уважал. Возможно, я всего лишь предполагаю, с отчимом у них не очень сложились отношения, если папе так просто удалось переманить сына на свою сторону. И если вы готовы взять на себя такую ответственность – можете тем человеком, к которому племянник будет прислушиваться.
Как вариант (если это возможно) – вы можете поговорить с отцом племянника и спросить, каким он видит будущее своего сына? Он реально думает, что если сын не будет ходить в школу, не будет учиться – это хорошо скажется на его дальнейшей жизни. Но опять же таки – без обвинений, угроз, криков и т.д. Постарайтесь объяснить отцу мальчика, что настраивая его против собственной матери, он делает хуже только ребенку и ничем хорошим это не закончится. И можете даже попросить его повлиять на сына, чтобы тот снова начал учиться, сдал на права и имел какие-то перспективы в будущем.
Ваша сестра, мама племянника, пусть спокойно поговорит с сыном и объяснит честно и искренне ему, почему она рассталась с его папой. Какими были бы последствия их дальнейшей семейной жизни. Как это сказалось бы на детях. Пусть мама душевно поговорит с сыном. Без нравоучений, упреков и т.д. Пусть просто объяснит, что сын уже взрослый – никто не сможет его заставить учиться или что-то делать без его на это желания. Что мама примет любой выбор сына, но только пусть сын обязательно подумает о последствиях своих действий. О том, какую жизнь он сам себе выбирает. Он действительно хочет быть похожим на папу? Но если папу содержит сестра, то кто будет содержать сына?
А еще пусть поговорит о том, что его отец очень не простой человек. Что он всегда был безответственным. Как и в случае с сыном – он его вроде бы как переманил на свою сторону, но в самый ответственный момент отказался его принять. Что таким его отец был всегда. Пусть расскажет, как сильно отчим помогал во всем. В воспитании детей. Это для того, что бы как-то сгладить разногласия между сыном и отчимом.
В общем – маме нужно просто поговорить с сыном по душам. Я бы сказала по-дружески. Чтобы он понимал, что у него в любом случае есть поддержка и опора. Что мама любит его всяким и всегда будет рядом, готовая помочь, поговорить, подсказать. Что она его не осуждает и все понимает. Что в таком возрасте очень легко запутаться и поверить в то, во что не нужно верить.
И еще – скандалы в этой ситуации только все ухудшают. Чем больше вы все вместе будете прессовать мальчика, тем больше он будет настраиваться против всех. Тем больше он на всех обозлиться, и может сделать что-то не очень хорошее всем на зло. Ему сейчас нужно понимание и поддержка. И помощь в том, чтобы разобраться во всем, что у него сейчас напутано в мыслях.
Мудрости вам и терпения в общении с племянником.