Живем с родителями мужа, оскорбления и нарушение границ.

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Так сложилось, что пришлось через полгода после свадьбы вернуться к родителям. Тяжёлая финансовая ситуация, карантин, приняли решение вернуться. Сначала все было более чем хорошо, свекровь и свекор ко мне относятся хорошо, но долбят своего сына так, что не позавидуешь. Спустя время стала замечать за ними некоторое непривычное лично для меня поведение, но обсуждая это с мужем, он соглашается, что это дико. Например, в квартиру нельзя заходить обутым, чтоб не испачкать дома полы, хоть и в коридоре лежит на коврике клеенка ( чтоб не испачкать коврик, наверное) наступать на неё нельзя, ибо грязь разнесется по всей квартире. Свекор очень щепетильно относится к чистоте в квартире. После того как за порогом сняли обувь, ее надо положить около кухонной раковины! Свекор приходит и моет ее в кухонной раковине просто сливая воду вниз из под грязной обуви. И так после каждого посещения улицы, моется каждая пара обуви. После чего на следующий день свекровь может кинуть в эту раковину кусок мяса! Также в семье есть кошка, которая немного дикая и не воспринимает никого кроме свекра, свекрови и немного мужа. Кошка в доме это божество , словно мы в древнем Египте. Ее любят больше сына, я вот вам говорю честно, без преувеличения, свекор не ездит отдыхать, потому что кошка останется дома одна ( муж жил в другом городе, но покормить кошку есть кому). Когда они возвращаются после работы, мне иногда доводится видеть эти встречи, ее почти в зад целуют, любимая, дорогая, сладкая, лучшая кошечка, ты скучала, она мяукнет и они начинают ее нацеловывать и готовить как скучали они. В сторону меня и мужа проронится скоромное привет, повезёт если они не начнут придираться к мужу за что угодно. Так вот это я про то, чтоб капельку прочувствовать ситуацию. Я понимаю, все мы разные, но если бы я одна так думала! Так нет, муж, родственники со стороны мужа и мои тоже со многим соглашаются. Но при этом как бы странно это не звучало, у свекрови гиперопека над сыном, если он минуту не ответит на сообщение, следует звонок, если он не отвечает, то следующий звонок мне, если не дай бог я не отвечу- вызывайте скорую, а мы просто можем быть в кино, о котором они просто забыли. Мы оба работаем, но есть некоторые проблемы с деньгами, из-за которых нет возможности снять квартиру, мои сейчас живут на даче, обменяли квартиру, ждут когда сдадут новую, жить на даче неудобно, так как возить на работу нас некому. Хочется поблагодарить свекра и свекровь, они от нас ничего не требуют, стараемся чуть по чуть покупать продукты, помогают мои тем, что принесла дача. Но они очень сильно гнобят мужа! За все на свете. Долго играешь в компьютер, много сидишь в телефоне, не помогаешь ничем ( к слову, хочется сказать, что из-за гиперопеки ему до настоящего времени не давали ничего не делать по дому( убирать в комнате, мыть посуду, готовить), за него делали ВСЕ! А сейчас требуют быть домохозяйкой, хотя не привили ему это. Муж работает 5/2 и после работы до 8-9 пропадает на тренировке, когда возвращается, кушает, играет, ложимся смотреть сериал и засыпаем (играет не всегда). Я не вижу проблемы большой в его компьютере или телефоне, мы находим общий язык в этом. Но свекровь это бесит, все не так, НУ ВОТ АБСОЛЮТНО ВСЕ. Произошла ситуация, свекры очень любят лазить по рюкзаку мужа в поисках чего-нибудь, до чего можно докапаться. Я так и представляю, как только мы выходим за порог, они залетают один в комнату лезут по рюкзакам, второй в коридор лазить по карманам куртки( зимой в куртке нашли электронную сигарету, и когда находят что-то, говорят, что залезли туда под каким-нибудь предлогом, например,когда нашли сигарету электронную, сказали, что искали ключи, решили поискать в кармане сына). Но тут они залезли в рюкзак ( типа искали что постирать в нем) и нашли сигареты. Когда мы вернулись, крику было много, нет, не так МНОГО! Мы услышали и то, что он обманщик, а я ему помогаю в этом, что у нас дети будут (далее оскорбление), что они разочаровались и что нам надо искать где жить, что после такого жить с нами они не хотят и вообще, что мы люди последние. Это было неделю назад и теперь как только я ухожу на смену и муж остаётся один дома, от свекрови начинаются лекции, что он последний человек на земле, что она разочаровалась, не играй в компьютер, не леди в телефоне, не ешь сухарики ( кстати, она очень обижается, когда мы едим не дома или приносит что-то домой( она ведь готовила, тратила время, а вы посмели поесть не дома, вкусное, домашнее)), вообще лежи читай книгу и почему ты мне не помогаешь ( повторюсь, его никогда об этом просили). А сегодня мы проснулись, лежим разговариваем, мужу скоро на тренировку, залетает свекровь и спрашивает во сколько ему на тренировку ( у него была индивидуальная и он мог придти в любое время, муж сказал, что у команды тренировка в 11и хочет придти примерно к 11:30-12:00) , она решила, что и ему к 11, она же с ним не разговаривает на обычные темы теперь, только читает лекции какое он (оскорбительное слово), крикнула « время 10:15, дальше оскорбление», хлопнула дверью и ушла. Так началось наше утро. Я боюсь оставаться дома, потому что при любой возможности, неповиновении, она врывается в комнату и орет из-за всего, мне жалко мужа, я не могу это слушать. Муж старается сгладить, но не получается. Есть возможность съехать на недолгое время, но скорее всего надо будет вернуться обратно, я не хочу, я устала, очень тяжело. Скажите, что/нибудь по этому поводу. Простите за ошибки, пишу в эмоциях.
Автор вопроса: София Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Сидоренко Виктория Олеговна.
Здравствуйте София!
Не простая семейка у вашего мужа и понимаю что вам очень не легко в этой ситуации.
Вы говорите о том, что вам пришлось переехать к родителям, и сейчас мама его контролирует, а ранее мама вашего мужа тоже контролировала каждый его шаг? Или все же такое началось когда вы переехали к ним жить?
Однозначно, родители нарушают ваши границы и границы сына. И если вы будете молчать, они будут продолжать дальше, решать за вас чем вам нужно заниматься, лазить в карманы, говорить что есть и возможно как одеваться....
Вероятно, мама вашего мужа еще не осознала, что ее маленький мальчик уже давно вырос, и в состоянии позаботится о себе сам.
Учитывая то, что вы живете в их доме, конечно, все же следует жить по их правилам, хоть и они вам не нравятся и кажутся не логичными. Но все же некоторые правила вы тоже можете установить в этом доме, например, не входить без стука в вашу комнату, не убираться там, когда вас нет, и уж тем более не лезть в карманы и рюкзаки - это ваши личные вещи, и ваша комната, по крайней мере, личная комната вашего мужа.
Тут нужно четко говорить родителям через я-сообщение "Мне не приятно/меня раздражает... " далее указываете факт - какое именно действие вам не нравится, и говорите свою версию как бы вам хотелось чтобы человек поступал в этой ситуации. Можно перед этим добавить, например: "Мамочка, я тебя очень люблю, и мне приятно что ты заботишься обо мне...." или "Ты меня очень хорошо воспитала, передала все навыки и умения и теперь я уже взрослый и могу позаботится о себе сам/ могу решить что мне делать, даже если я что-то сделаю не правильно это будет моя ошибка, и я буду нести ответсвенность за нее". - это немного смягчит резкость, и даст возможность человека расположить к себе. Очень важно говорить это все в спокойном тоне, без истерик и криков, и четко дать понять, что вам это не приятно и если они будут продолжать в таком же духе, вы будете вынуждены... (тут вы уже должны сами придумать "штрафные санкции" для родителей мужа), например, перестать общаться, переехать... хотя, они уже и так вам выгоняют исходя из ваших слов. Если они считают вашего мужа обманщиком и последним человеком на земле, тогда не стоит этого терпеть. Тут я вам очень рекомендую все же постараться найти денежку и съехать от родителей. Возможно со временем они осознают, что делали больно как вам, так и вашему сыну. И чтобы они осознали это поскорее, важно говорить именно о своих чувствах какие вы испытываете по отношению к ситуации, не переходя на личности, и никого не оскорбляя, вы говорите только о ваших чувствах/эмоциях, о ситуации, которая вызвала у вас эти чувства и как бы вам хотелось чтобы человек поступил в следующий раз в подобной ситуации.
По поводу еды - тут тоже можно объяснить, что если вы пошли покушать в кафе, это не значит что вам не нравится домашняя еда, а наоборот, очень нравится, и что вы очень цените что мама для вас готовит, но иногда хочется просто какого-то разнообразия.
И было бы очень хорошо, если бы все все же попробовали подружиться с вашей свекровью, постараться ее понять, почему она звонит часто ему, вероятно она просто очень волнуется за сына, переживает чтобы с ним ничего не случилось, и чтобы у него все хорошо сложилось в жизни.
Возможно, попробуйте, приготовить вместе ужин или что-то еще поделать вместе. Попробуйте быть более открытой, предлагайте ей свою помощь, если видите что нужно убрать или еще что-то, делайте это сами, не ждите пока вас попросят. Так же хорошо сближают настольные игры или вечерние посиделки, попросите маму рассказать каким был вам муж в детстве, можно посмотреть вместе семейный альбом, и не важно что вы уже 10 раз слышали одно и тоже. Таким образом, вы сделаете маме приятно, и сами сможете понять ее материнские чувства.
С уважением, Виктория.