Как поступить, если муж постоянно критикует сына из-за неудач в спорте?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня сильно тревожит такая ситуация. Мы живем втроем: я, муж и наш 10-летний сын. Сын занимается армейским рукопашным боем с 6 лет. Ему нравится клуб, в который он ходит, у него там друзья, бросать этот спорт и тем более этот клуб он ни за что не хочет. К сожалению, особых спортивных свершений у него нет, хотя физически он хорошо развит. Одно время был прогресс, он начал занимать вторые места на соревнованиях, и мы ожидали, что золото не за горами. Но в какой-то момент все пошло не так. У него появился страх, хотя он это и отрицает. Сын начал "бегать" от соперников, проигрывать поединки. По началу мы с мужем в унисон настраивали его на серьезное отношение к тренировкам, объясняли ему его ошибки, хотя иногда и с криками. Но это особо не помогало. Тогда муж избрал очень странную, на мой взгляд, тактику. Он постоянно говорит сыну, что тот дерется хуже всех, что любой малолетка из клуба может его побить, что он трус и т.п. и т.д. Что он (муж) не хочет постоянно позориться на спаррингах. Что все над сыном смеются и пр. Периодически грозится забрать его из клуба, из-за чего у ребенка случается истерика, так как, повторюсь, уходить он оттуда не хочет. Длится это почти год. Я спрашивала мужа наедине, зачем он так говорит. Он отвечает, что хочет, чтобы сын разозлился и начал выкладываться по полной. Но на самом деле эффект обратный. Его дела в спорте все хуже и хуже. Я пыталась объяснить мужу, что его слова только усугубляют ситуацию, что сын совсем перестал верить в свои силы. Муж вроде бы иногда и соглашается со мной, но через некоторое время опять заводит ту же пластинку. Вчера была последняя капля. У сына в клубе было серьезное испытание: они сдавали на право ношения берета (это ежегодное испытание, которое сын проходит уже третий раз. Оно состоит из трех этапов: сдачи силовых нормативов, прохождения сложного марш-броска и поединка с тренерами). Сын все выдержал, хотя на поединках с тренерами и плакал (впрочем, плакали почти все, так как их там особо не жалеют). Короче, заслужил свой черный берет, который ему вчера торжественно вручили. Но когда мы вернулись домой, вместо заслуженных поздравлений муж снова начал говорить про то, как плохо он дерется, приводить в пример других пацанов, называть его трусом и пр. Мы с ним даже серьезно поссорились из-за этого. Я очень боюсь, что постоянная критика повлияет не только на спортивные достижения сына, но и на самооценку в целом. Сын и так уже стал часто поговаривать, что его не за что любить, что в нем нет ничего хорошего и пр. Я не знаю, как мне поступить. Сейчас я чувствую страшную злость на мужа и беспомощность.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 42

На вопрос отвечает психолог Филина (Шаипова) Екатерина Борисовна.
Анастасия, здравствуйте! Ваш сын занимается спортом. Он показывал до определенного времени неплохие результаты. В определённый момент результаты ухудшились, появился страх. Ваш муж часто сообщает сыну о том, что он дерётся хуже всех в надежде, что сын разозлится и вновь покажет сильные результаты.
Причин, по которым Ваш муж избрал такую тактику может быть множество. Возможно, когда-то этим походом воздействовали на него в детстве или значимые люди. Может быть, такая тактика привычна Вашему мужу и он убеждён в ее эффективности. А, возможно, он действительно сильно раздосадован из-за неоправданных ожиданий от результатов сына в спорте.
Причин точных мы с Вами не узнаем, т.к. недостаточно информации.
Анастасия, Вы заметили, что такая тактика редко приносит результаты и победы. Сын начал терять веру в себя, свои силы.
Анастасия, для того, чтобы к сыну снова вернулась вера в себя и успех, попробуйте сначала самостоятельно проделать следующее упражнение. Возьмите чистые листы бумаги, ручку, устройтесь так, чтобы Вас никто не беспокоил и напишите на бумаге слабые на Ваш взгляд стороны Вашего сына, а затем в 10 раз больше сильных его сторон. Например, слабых сторон оказалось 5, тогда достоинств и сильных сторон Вам надо написать 50. Это упражнение поможет Вам самой увидеть достоинства, сильные стороны и успехи Вашего сына. После этого упражнения чаще говорите сыну о его достоинствах, сильных сторонах и успехах. Подчёркивайте для сына все это, акцентируйте своё и его внимание на достижениях. Радуйтесь его пусть даже и небольшим победам и проявлению его сильных сторон. Например, после боя выделите только сильные результаты сына, даже, если в целом бой для него был неудачен. Например: «Да, сегодня бой проигран, но зато как ты его в тот момент сделал-молодец!» Хвалите сына, отмечайте всегда его успехи и победы, пусть даже самые маленькие, это очень вдохновляет на новые подвиги и свершения, более масштабные. Похвала, акцент на сильных сторонах формирует веру в свои силы, и вероятность успеха растёт.
Анастасия, что касается тактики мужа . Если Вы чувствуете «страшную злость», то Вам важно трансформировать негативные эмоции гнева в позитивные. В этом Вам поможет следующее упражнение. Снова возьмите бумагу и ручку. Наедине с собой напишите письмо супругу, которое Вы отправлять не будете. Первым этапом опишите ситуацию, которая вызвала у Вас гнев, вторым этапом опишите подробно все эмоции, которые Вы чувствовали в тот момент, что Вы чувствуете сейчас. Можете ругаться, плакать, порвать бумагу, постучать в подушку или покричать. Необходимо на этом этапе полностью выплеснуть свои негативные эмоции. И, когда Вы почувствуете некую опустошённость, переходите к третьему этапу. На этом этапе попробуйте простить мужа за ситуацию, попробуйте ответить себе на вопрос, а за что я могу быть благодарна этой ситуации. Ведь каждая ситуация в нашей жизни-это урок. Анастасия, это упражнение Вам поможет трансформировать негативные эмоции в позитивные.
После этого Вы можете попробовать договориться с мужем. В хорошей обстановке, в доверительной беседе без упрёков и претензий проговорите с супругом. Скажите мужу, о том, как любите его, уважаете его решение о той тактике, которую он выбрал в воспитании сына. Расскажите о своём наблюдении, что сын перестаёт верить в себя и свои силы. Скажите о своих чувствах, как переживаете за сына. Попросите мужа хвалить сына за его сильные стороны, поступки и достижения, расскажите о своих предположениях, что это может помочь ему поверить в свои силы и добиться успеха.
Анастасия, Ваш муж может откликнуться на просьбу и поддержать Вас, а может и отказаться. Это его право выбирать тактику воспитания сына. Вы со своей стороны можете выбрать свой путь и, например, поддерживать сына, вдохновлять его своей верой в него, в его силы, в его достижения. Это Ваше право. Важно при этом не обесценивать роль, фигуру отца в глазах сына, если Ваши с мужем методы воспитания сына будут разные.
Пробуйте договариваться с мужем, ищите компромиссы, выбирайте тактику эффективного воспитания сына так, чтобы ему не пришлось выбирать между родителями.
Анастасия, я желаю Вам и Вашим близким счастья! Если нужна будет помощь, пишите!