Бабушка хочет выселить меня и маму из квартиры, где живут еще дядя с семьей.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, не знаю Вашего имени, попытаюсь вкратце объяснить проблему. Мы с мамой живем в квартире вместе: с дядей, его женой, их 6-етним ребенком, и еще одним их ребенком-парень лет 18-19; вчера приехала бабушка(мама моей мамы и дяди)и сказала, что она приехала, чтобы выселить нас, из комнаты, типа, чтобы мы снимали, а со злостью пригрозила, что на улицу. Мама моя не выдержала, завязалась драка-точно не ясно кто первый полез моя мама, или бабушка, но они подрались, потому, что бабушка спровоцировала, ну представьте она приехала и сказала, что приехала выселить нас, это все равно, что выгнать. У меня нервы сдали, началась истерика, ну мою маму бабушка сильно избила, хотя и моя мама бабушку тоже побила, даже разнимать пришлось-дядя держал мою маму, а я бабушку, так бабушка в приступе ярости и меня избила. И все из-за квартиры, изначально дядя хотел давать нам деньги на ипотеку, но не все так просто, долго объяснять, что дяде с его женой, семьей мы мешаем это понятно, но мы тоже прописаны в этой квартире, они не имеют право нас выселить, хотят еще, чтобы мы выписались. Вопрос в том, что нас с мамой делать, даже типа главная в квартире бабушка-квартиросъёмщик, вот и она встала на сторону-дяди с его женой, но мы с мамой защищаемся-ненавидят-то нас жена моего дяди, соответственно и он, а также теперь выходит и бабушка. Как нам быть с мамой, когда наши родственники-против нас в прямом смысле войну затеяли, как защищаться-то, вот до драки дошло; и документы для ипотеки еще не готовы, да и может еще не одобрят ипотеку нам с мамой, суть ведь в том, что меня и маму хотят выселить, ну чтобы мы с ней ипотеку взяли, в Подмосковье, вот и выписались из этой злосчастной квартиры, где сейчас живем-но мы потеряем Московскую прописку и повторяю еще раз еще даже не одобрили эту самую ипотеку, а дядя с женой уже делят шкуру убитого зверя, того, чего еще даже нет. Бабушка то живет в деревне, она уедет, а временно - т.е. нам жить с дядей и его женой+детьми, а они нас с мамой ненавидят, да и после вчерашнего, мы с мамой тоже их недолюбливаем после инцидента, ведь бабушку против нас настроила жена дяди (мы с мамой так думаем), она бабушку выжила, и теперь чрез дядю, до нас с мамой добралась, а самая стерва-это его жена, она хочет быть полностью хозяйкой в квартире, моя мама, в защиту даже пригрозилась полицией; с горяча бабушка крикнула сейчас зарежу на мою маму, мама дала ей нож с горяча, ну славу Богу никто никого не поранил, Господи как я напугалась за них обеих, но больше мне было жаль свою маму, будто мне в сердце воткнули нож, мне морально больно, нестерпимо, теперь тяжело на душе, неизвестно что дальше будет, родственники войной пошли на меня и маму, хотят выжить, а нам ведь с мамой идти некуда, своего жилья нет, вот и получается замкнутый круг. Помогите советом, как выйти из этой ситуации, какие меры принимать, адвокат то не помог, да и везде деньги все решают, а мы с мамой не богатые люди. Явно будет еще хуже, я очень боюсь за нас с мамой, они все блин ополчились на нас, как быть? И защитить от их агрессии некому. Полиция тоже не будет лезть в семейные проблемы, простите за лишние эмоции, и длинноты текста. Жду ответа, это очень сейчас важно, Помогите советом.
Автор вопроса: Ира Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Ирина, добрый день!
Искренне сочувствую, что сейчас в Вашей семье такие сложные отношения между родственниками, что дело дошло до рукоприкладства и угроз расправы, и Вам с матерью приходится искать место под солнцем.
Казалось бы, нет ближе и роднее, чем брат с сестрой и родители, но жизнь порой расставляет свои условия так, что посторонние могут оказаться более добронастроенными людьми, чем родня.
Что касается вопросов по жилплощади, ипотеке, обмену, продаже и покупке жилья, то Вам, Ирина, в первую очередь, нужно обращаться к квалифицированному юристу, который посмотрит все документы и разъяснит Вам все Ваши и Вашей мамы права, а также права других родственников (бабушки, дяди и его семьи), и приемлемые варианты разъезда.
Если ситуация зашла так далеко, что вас буквально выставляют на улицу, то юрист Вам необходим срочно, и только уже потом нужно смотреть на ситуацию с психологической точки зрения.
Как я поняла из письма, в квартире прописаны бабушка (хоть и фактически живёт она в деревне), её дети (Ваша мама и ее брат – Ваш дядя) и Вы? Прописаны ли там дядина жена и их дети? Приватизирована ли квартира? Если да, то на каких условиях? Все эти вопросы Вы с мамой должны выяснить с юристом до того, как начнёте любые действия по поводу переезда, обмена, ипотеки и прочего, чтобы не попасть в ещё более затруднительную ситуацию, чем есть сейчас.
Давайте теперь попробуем разобраться в психологической подоплёке конфликта.
На мой взгляд, здесь необходимо подумать над тем, почему так случилось, что бабушка ополчилась на Вашу маму, почему она защищает сторону своего сына? Что произошло между Вашими бабушкой и мамой, между мамой и дядей? В каких они все были отношениях, как относились друг к другу? Из-за чего отношения испортились?
Бывает так, что родителю один ребёнок ближе, чем другой. Это зависит от того, какой у него характер, здоровье, на кого он похож, как достался, при каких обстоятельствах родился, был ли желанным, были ли мертворожденные дети или выкидыши/аборты до него, как изменилось материальное положение семьи в связи с рождением, начались ли измены супруга после родов и т.д.
А ещё необходимо поискать причину в семье бабушки, например, какие у неё были взаимоотношения с её братьями/сёстрами, потому что она может бессознательно переносить конфликт из собственного прошлого на то, что происходит сейчас между Вашей мамой и её братом.
Эти и многие другие причины бессознательно могут сказываться на отношении матери к ребёнку (Вашей бабушки к Вашей матери и Вашему дяде), их можно и нужно вычислить, т.к. они будут постоянными скрытыми рычагами, влияющими на всё, что происходит в семье. Это может перенестись и в последующие поколения как негативный родовой сценарий.
Копните ещё глубже, Ира, если удастся. Есть ли в роду у Ваших родственников случаи, когда они ссорились из-за жилья, выживали друг друга, отнимали что-то, лишали чего-то, убивали из-за имущества? Если есть, то Вам нужно будет обязательно искать специалиста по родовым системам, который позволит проработать эти старые семейные истории.
Иногда родители выбирают одного из детей, чтобы тот помогал воспитывать другого ребёнка в силу разных причин (потому что другой ребёнок болезненный, хулиганистый, неприспособленный, не такой умный, как первый, и т.д.). Таким образом, родители наделяют одного ребёнка дополнительными привилегиями и преференциями в сравнении с другим, нагружают большими обязанностями и дают больше прав, чем сеют семена розни между детьми.
В Вашей семье, видимо, задействована древняя история, схожая с суровыми законами животного мира, когда родители принимают решение, кого из своих детенышей продолжать кормить, а кого вытолкнуть из гнезда. Возможно, Ваша мама по каким-то причинам не соответствует ожиданиям бабушки о том, каким она хотела бы видеть своё потомство.
Жена дяди, возможно, умело вычислила эти ожидания, использовала рычаги воздействия на свекровь, сыграла на её больной теме, сманипулировала Вашей семьёй ради своих интересов. В данном случае у жены дяди тоже есть своя легко объяснимая «животная» цель – отвоевать для себя и своего потомства территорию для проживания, вытолкнуть соперников за пределы территории.
Какие у Вас отношения с Вашей бабушкой? Она делилась когда-нибудь историями из своего прошлого? Вы могли бы как-нибудь с бабушкой откровенно поговорить с глазу на глаз, по душам на эту тему и на тему квартиры? Но сразу после недавнего скандала лучше не бередить свежую рану, а выждать подходящее время.
Если у вас борьба не на жизнь, а на смерть, то, возможно, не стоит задумываться о том, где именно будет Ваша с мамой новая квартира, на которую Вам изначально обещал дать денег дядя, - в Москве или в Московской области. В Московской области, кстати, есть квартиры с гораздо лучшими условиями, более современные, просторные и более дешёвые, чем в Москве, да и сама Москва постоянно расширяется – что вчера было Подмосковьем, сегодня центр Москвы. Из некоторых районов Подмосковья сейчас реально можно быстрее доехать до центра, чем из некоторых спальных районов.
Так что всё относительно, Ира, всё нужно рассмотреть. Взвесьте, что для всех вас лучше: поножовщина и мордобой в московской квартире или спокойная жизнь в отдельной квартире в ближайшем Подмосковье?
Только обязательно уточните у юриста, каковы последствия внесения денег за квартиру не Вами с мамой, например, а дядей. Не будет ли он потом иметь право претендовать и на эту вашу квартиру?
Может быть, единственной гарантией быть полноправными хозяйками ипотечной квартиры будет то, что Вы с мамой будете сами оплачивать её. Но это ввергает вас в многолетнюю финансовую кабалу, тогда как дядя ничего не теряет, оставаясь в общей родительской квартире со своей семьёй, вынуждая вас тратиться на новое жильё.
В любом случае Вам с мамой нужно обговорить с дядей условия совместного мирного пользования родительской квартирой или условия приобретения жилья в присутствии юриста, всё официально оформить.
Если нет возможности купить квартиру в ипотеку, то следует обсудить и вариант снимать квартиру Вам с мамой, но это опять будут только ваши траты, а жить более экономически выгодно и просторно в родительской квартире по-прежнему будет именно семья брата. Значит, имеет смысл обсудить с ними возможность оказания с их стороны материальной помощи в оплате Вашего съёмного жилья.
Вам придётся ещё не один раз попытаться договориться с родственниками, Ирина. Ведь даже купить квартиру – дело не одного дня, а вам нужно каждый день приходить домой и встречаться там с агрессией.
Но сначала узнайте, кто и на что имеет в этой квартире законное право, какие есть перспективы размена жилья, покупки квартиры в ипотеку. Взвесьте варианты. И только после этого принимайте решение не единолично, а в результате совместного решения, принятия ответственности за происходящее со стороны всех родственников.
Ирина, самое ценное, что есть у человека – это жизнь и здоровье. Берегите это, а всё остальное - уже предмет грамотных переговоров.
По вопросам индивидуального консультирования обращайтесь по контактным данным в моём профиле