Родственники считают, что я всех рассорила.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Очень хочу получить совет специалиста.
Началось всё лет 18 назад. Я - первая внучка с обеих сторон. При этом родители матери очень много уделяли мне внимания. Дедушка гордился учёбой и успехами, приговаривая, что дети его в этом плане "подкачали". Бабушка поддерживала его и баловать меня не забывала. Мне часто дарили дорогие подарки, хорошую одежду. Это вызывало сильную зависть у матери и её брата. После отличного окончания школы дедушка поддержал меня в выборе будущей профессии, старался облегчить мою учёбу разными гаджетами, оплатой съемного жилья и моральной поддержкой. Когда я получила красный диплом, он - единственный, после мужа, кто искренне за меня был рад. При этом дедушка никогда ни в чем меня не упрекал, а, наоборот, ставил в пример своим детям. Мать после школы пошла в ПТУ, но плохо его окончила. У дяди были перспективы стать военным лётчиком, но его выгнали на 2 курсе за пьянку. Дедушка говорил, что это его очень расстроило, но детям он помогал. Матери был куплен дом, дяде - сделан дорогой ремонт, куплена машина, построен гараж. И это не считая финансовой помощи, которой, естественно, никто не видел. Два года назад дедушка сильно заболел. У меня на тот момент был 6-месячный сын. Дети от отца отвернулись и всю заботу о нём разделила с бабушкой я. Я приезжала на другой конец города каждые 6 часов, чтоб сделать укол и дать лекарство. Моя мать - медработник на любые просьбы меня сменять хотя бы ночью, отказывалась. Она говорила, что на работе больных хватает. От других помощь дедушка не принимал, вредя себе. После его смерти организация похорон легла на меня. Бабушка была в шоке и всем рулила я. После похорон всё и началось. Бабушка решила продать машину, но мы с мужем её выкупили. Сумму разделили на три части: две сразу и одну позже. Узнав об этом, родственники стали говорить, что я добилась своего: забрала машину, устроила позоры, как надо было мне, а теперь претендую на дом. Дядя пытался убедить бабушку поскорее продать дом и переехать к нему, но я заступилась. Я объяснила бабушке, что ей лучше жить в своём родном доме. К тому же с женой дяди они не ладят. После этого он перестал с бабушкой общаться, пустив слух, что я всех рассорила, чтоб "окучить" бабушку и забрать дом себе. Перспектива, конечно хорошая, учитывая то, что я живу сейчас в доме родителей мужа. Но, скажу честно, на такую низменность я и не думала идти. К тому же, все знают, что мы с мужем копим деньги, во многом себя ущемляем, чтоб собрать побольше. При этом мы ищем подходящий нам дом уже 3 года, но пока не сходимся или в цене, или в расположении. В итоге все родственники по линии матери считают, что мать с бабушкой не общается из-за меня (а они поссорились ещё задолго до смерти дедушки), что дядя с бабушкой поссорился из-за меня (не дала я бабушке продать дом). С сёстрами у бабушки тоже отношения испортились. На похороны они советовали купить не готовые наборы для поминания, а чтоб я сделала сама. Ещё им было мало фруктов на столе, не той фирмы вода и очень дорогие костюм и гроб. На всё это я им просто ответила, что кто платил (я), то и решал. Теперь у них обида и на батюшку, что "не приструнила" меня. После всех событий у бабушки обострилась сердечная болезнь. Ей дали инвалидность. Чтоб её обезопасить от волнений, всю волокиту с документами по доверенности проводила я. В итоге получилось выбить ей ряд пособий, чтоб она ни в чем не нуждалась (пенсия стала почти в два раза выше их с дедушкой совместной). Мы с мужем, часто в ущерб своим выходным и личному времени возили её по хотелкам, лишь бы не волновалась. Записывали к хорошим врачам и туда же возили. Сейчас мы ждём второго малыша. Беременность протекает не так, как хотелось бы, поэтому решено было не говорить о ней никому пока срок не станет больши́м. На прошлой неделе бабушка легла в больницу. Я по первому зову привезла ей всё необходимое. Звонила, спрашивала как дела и здоровье. Потом она попросила свозить её в магазин 23 февраля. Так вышло, что мы немного запоздали, собрались ехать на полтора часа позже. В итоге я выслушала, что очень плохая внучка, что я всех рассорила, при этом добившись своего. Также на меня посыпались другие не самые лестные слова. Я молча всё выслушала, спросила, нужна ли наша помощь. Мне ответили нет, и разговор закончился. С праздником ни мужа, ни сына бабушка не поздравила, хотя обычно хотя бы передавала привет. Два дня, пока муж был выходной, я занималась домом, мы съездили в небольшое путешествие. Звонить никому не хотелось. Сегодня бабушка позвонила с обвинениями. Она сказала, что я - неблагодарная С, добилась, чего хотела и теперь жду пока она умрёт, чтоб забрать дом. Ещё нас с мужем упрекнули в том, что мы не смогли приехать к 8 утра, как она просила, нам важнее сон, чем бабушка. Оправдываться мне не захотелось, поэтому я просто выслушала её, сказала, что у меня не было ни времени, ни желания. В итоге ушат с грязью стал ещё больше. Я услышала, что у меня не может быть своих дел, когда есть бабушка, что я обязана ей до конца жизни и вообще раз я всех рассорила, то теперь должна ей всех заменить. Я в ответ сказала, что занята и в таком тоне разговор продолжать не намерена, после чего отключилась. Теперь вот сижу и думаю, стоит ли дальше продолжать такое общение. Или я должна стать покорной прислугой в угоду бабушке, ведь, по её мнению, я всех рассорила и лишила её семьи? Честно сказать, не хочется уже ничего. Выходит, что моя доброта и желание жить хорошо, добиться всего самой обернулись против меня. По семье, какой она была раньше, я уже не скучаю. Считаю, что такие родственники пусть держатся подальше, мало ли что от них ещё можно ждать. К слову, муж в мои личные отношения не лезет, но если не общаюсь я, то за моей спиной он ограничивается приветствием.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Геронтиди Ирина Владимировна:
Здравствуйте, Ольга.
Мне хочется свой ответ начать с размышлений о детстве Вашей мамы и ее брата. Из написанного Вами, можно сделать вывод о достаточно высоком благосостоянии родителей Вашей мамы. И они явно ни в чем не отказывали детям в смысле материальных благ. И, судя по всему, материальные ценности в семье мамы ставились превыше всего. Возможно , это связано с тем, что дедушка с бабушкой застали трудные послевоенные времена. Вероятно, они считали, что это и есть залог жизненного успеха. Но, когда все дается просто так, не требуя никаких усилий над собой, преодоления препятствий, то это не ценится, и воспринимается как должное и препятствует личностному развитию человека. Т.е. бабушка с дедушкой допустили педагогическую ошибку, и , как результат воспитали меркантильных (ценящих только материальные ценности, которые они привыкли получать как само собой разумеющееся), безвольных и завистливых людей, с потребительской жизненной позицией. У них не было цели достичь чего-то в жизни, в профессиональном плане, преуспеть в каком-то деятельности. Похоже, что они хотели развлечений и легкой жизни. Повторюсь - это результат воспитания родителей. Кроме того, там не все было благополучно, с проявлением любви в детско-родительских отношениях. Это следует из того, что вместо того, чтобы порадоваться за Вас, и испытать гордость за себя (материнство-это то, в чем она преуспела, родила умную, трудолюбивую дочь, которую полюбили ее родители). Сама не смогла порадовать успехами в учебе и профессиональной деятельности, но подарила родителям внучку, которая полностью воплотила все их ожидания и надежды. То есть в этом и есть успешность Вашей мамы, она не смогла этого осознать, и, собственно говоря, в Ваших взаимоотношениях, она вместо материнской, заняла позицию завистливой подружки-неудачницы (ну, или сестры, ревнующей к родительской любви). Именно потребительская позиция и ожидание наследства (вместо того, чтобы попробовать самим чего-то достичь) и породили их уверенность в Вашей корысти, и неверие в то, что Вы искренне любите бабушку и дедушку, и Ваши поступки мотивированы желанием сделать их жизнь легче, приятнее, радостнее. Не говоря уже о тяжелой болезни и уходе дедушки, последующем состоянии бабушки... Кстати, прочитав Ваше обращение, у меня создалось впечатление, что эгоизм характерен для родни со стороны Вашей матушки. Особенно, когда Вы описывали их оценку похорон и поминок. Они явно думали об удовлетворении своих потребностей, а не о дедушке...И это печально.
Поведение бабушки, я полагаю, на протяжении жизни, тоже не было лишено части эгоизма. Живя с дедушкой она привыкла получать то, что хотела. Похоже, дедушка у Вас был, что называется-настоящим мужчиной, за которым как за каменной стеной. Когда его не стало, уже Ваша семья (лично Вы и Ваш муж) заменили его, в плане обеспечения комфорта, насколько это было возможно. С годами характер портится, особенно у болеющих, они становятся как дети. Выговаривает она все гадости Вам, потому что ей это говорить больше не кому. Не потому, что с ней разговаривать не будут, а потому, что всем остальным все равно и они, как это не жутко звучит, в общем думают о том, как они будут делить и отсуживать наследство. Во-первых, никто ей заниматься кроме Вас не будет (история с дедушкой все расставила по своим местам);во-вторых, она рискует получить ответные обвинения и претензии; в- третьих, ее мысли и чувства других родственников не волнуют. Вот она и высказывает все Вам, рассчитывая на Вашу "правильную" реакцию.
В этой ситуации, когда бабушка говорит о том, что Вы ей обязаны и должны быть благодарны, Вам важно помнить о том, что баланс "давать-брать" по отношению к дедушке с бабушкой, у Вас , как минимум уравновешен. Ведь им ничего не стоило делать Вам подарки, и баловать Вас. А вот Вы как раз их очень-очень сильно радовали своими успехами с самого детства, Вы наконец-то смогли осуществить их мечту гордиться своим продолжением, наверняка они не упускали случая поделиться информацией о Ваших достижениях другим родственникам и своим знакомым. Кроме того, когда Вы стали взрослой, Вы всегда думали об их благополучии. А бабушке сейчас без дедушки одиноко, старые люди просыпаются очень рано, часто бессонница у них. Ей, наверно, пусто вокруг. Она уже старенькая и больная. И, возможно, она привыкла, что Вы всегда рядом, тем более в праздник.
Как Вам вести себя в этой ситуации? Так, чтобы Вы чувствовали себя спокойно и у Вас после ухода бабушки в мир иной не возникло чувство вины. Это очень мучительно, потому что просить прощения будет уже не у кого. А постоянные: "если бы я..." не дают покоя. В данный момент Вы, скорее всего, переживаете обиду на бабушку. Это тоже тяжело. Попытайтесь посмотреть на эту ситуацию со стороны, вылезти, так сказать из "эмоционального болота", это позволит увидеть более объективно ситуацию и позволит избавится от токсичного чувства. Еще есть такой момент, бабушка как-то уже чувствует свою беспомощность, возможно ей одной не очень комфортно оставаться надолго одной, ей хочется внимания (как ребенку). Я не знаю, говорил ли Вам врач, но есть заболевания сердца, которые влияют на когнитивные и психические функции. Это приводит к необратимым изменениям. И еще, агрессия, обратная сторона страха, очень может быть, что бабушка просто боится остаться одна (вспоминая как болел дедушка), просить она не умеет, вот и напоминает о себе как умеет...
Подумайте, какие взаимоотношения с бабушкой позволят Вам сказать: " я сделала все, что могла и мне не за что себя винить", и выстраивайте эти отношения. Повторюсь, главное, чтобы Вы никогда не пожалели о том, что Вы сделали или не сделали.