Как помочь маме, которая превратилась в грязнулю?

Вопрос психологу:
Добрый день. Мне 28 лет, я замужем, детей нет. Проблема такова. Моя мама живет в диком бардаке. Мне кажется, что наркоманы живут в более чистых условиях. Я уже больше года как не живу с ней и ее квартира превратилась в свинарник. Жуткий запах, раскиданные повсюду вещи, тарелки с остатками еды везде. Эта "красота" плесневеет. То есть она вообще не убирает, не моет посуду, не выносит мусор. За кошкой лоток если и убирается, то этого не видно. Это ад какой-то.
При этом она не затворница и не алкоголичка. Абсолютно адекватный человек, никаких особых отклонений в психических процессах я у нее не наблюдаю. Разве что легкая неврастения. Мы работаем вместе, у нас общий бизнес. И там все так же. Она способна развести грязь везде. На работе убираю чаще всего я. Она лишь иногда, когда есть настроение. Раньше я раз в месяц ездила к ней домой и убирала всю квартиру. Но поняла, что маме абсолютно все равно, в каких условиях она живет. Она даже не пыталась поддерживать чистоту. Через месяц была такая же картина.
Она очень красивая женщина, но в последние пару лет перестала уделять себе внимание. В парикмахерскую подруги ее насильно затаскивают. И я заметила, что она очень редко принимает душ и стирает одежду...Запах иногда от нее просто ужасный. Иногда она приводит себя в порядок ради какого-то случая. Но в остальное время ей как будто плевать на свой внешний вид и то, что ее окружает помойка. Я не знаю, как с ней поговорить об этом. И в чем причина такого ее поведения. Но жить так невозможно. Я могу найти другую работу, но маму то другую я не найду. И как помочь человеку, который не хочет, чтобы ему помогали? Не могли бы Вы подсказать возможную причину такого поведения? И что можно сделать, чтобы помочь? Маме 51 год, она не замужем, детей кроме меня у нее нет. Живет сейчас одна, все время проводит на работе. Социально активна, иногда даже чересчур. Склонности к алкогольной или наркозависимости нет. Проблем с физическим здоровьем тоже не наблюдается. Еще несколько лет назад она была абсолютно нормальная. Не помешанная на чистоте, но и не Плюшкин. Спасибо заранее за помощь!
Автор вопроса: Полина Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Вильдт Марина Александровна.
Здравствуйте, уважаемая Полина!
Понимаю вас в вашей ситуации. Тяжело когда хочеш помочь близкому человеку и все старания сводятся к нулю.
В вашем случае трудно определить причину, так как недостаточно информации о вашей маме.
К сожалению невозможно помочь кому либо, если он сам этого не хочет и его не тяготит ситуация в которой он находится. Для жизненных изменений нужна мотивация. Мотивацию нельзя привить насильно. Лучше всего когда человек найдет минусы и плюсы сегодняшней ситуации и то же самое в новой структкре жизни. Когда человек осознает, что новая ситуация принесет ему больше пользы, то он будет готов к изменениям чего либо. В зависимости от проблемы, мотивацию нужно возобновлять, чтобы он не упустил из виду своего финиша.
В случае с вашей мамой я бы посоветовала сначала обследоваться у врача, сдать анализы, сделать картину мозга . Может у нее нарушение мозговых функций связанных с ее личностью и планированием. Так же это может быть сигналом скрытой депрессии или психологической травмы с утратой смысла жизни и безразличием к себе.
Может это реакция вашей мамы на ваш выезд из родного гнездышка и она этим подпитывает ваше внимание к ней.
Во всяком случае сядьте и попробуйте поговорить с мамой по душам. Если не получится с первого раза, то пробуте дальше. Важно узнать, что угнетает вашу маму из нутри. Расспросите ее. Может у нее были в последнее время отношения с противоположным полом с неприятным исходом.
Попробуйте хвалить ее за позитивные качества, которые вы в ней видите, пригласите ее на ужин или просто погулять. Придите к ней в гости и побудьте с ней без разговоров о беспорядке. Этим вы будете завоевывать мамино доверие. Для установления причины ее поведения важно, чтобы она открылась. Только осознание того, что произошло и происходит, и последствия сегодняшней ситуации, может сподвигнуть вашу маму к внутренним изменениям.
Не отчаивайтесь! Наберитесь терпения!
С уважением, Марина Александровна.