Повторяющиеся кошмары, в которых я якобы просыпаюсь и не могу ни говорить, ни двигаться.

Вопрос психологу:
Добрый день!
Меня зовут Дарья, мне 20, и меня всю жизнь мучают кошмары. Обычно они снятся раз в два-три месяца, и я не обращаю на них внимания, потому что они приурочены к каким-то сильным психо-эмоциональным событиям. Чаще всего мне снятся кошмары после сильного стресса, после ссор с родителями или друзьями.
Но в последнюю неделю мне снится один и тот же сон. Я просыпаюсь на своей кровати, в своей комнате, и всё кажется обычным. Но когда я пытаюсь встать или заговорить, я понимаю, что у меня ничего не получается. Я с трудом шевелю руками и ногами, а когда пытаюсь что-то сказать - рот открывается, но звуков нет.
Когда этот сон мне снился в первый раз, в нём я дошла до комнаты родителей, легла рядом с мамой и расплакалась. Она стала меня успокаивать, гладить по голове, шептать: "Всё хорошо, мы справимся, всё будет хорошо" и целовать в лоб.
Тогда я проснулась, но ничего не изменилось. Я по-прежнему не могла говорить и двигаться. Мама сама пришла ко мне, и тут я проснулась снова. И прежде чем проснуться окончательно, по-настоящему, я просыпалась во сне ещё три раза.
Это страшнее всего, когда не можешь отличить реальность ото сна.
Сны такого типа, когда я не могу двигаться и говорить повторяется уже на протяжении недели. В последнем сне (сегодняшней ночью) мне приснилось, что я проснулась в своей кровати, поняла, что не могу двигаться и хотела закричать, но не могла. Мне стало очень страшно, было жуткое ощущение тревоги. Я кое-как доползла до края кровати, упала с него и не могла встать. Я поняла, что это сон, стала со всей силы кусать себя за палец и тогда только проснулась.
Все сны отличаются между собой, но всех их кое-что объединяет: отсутствие возможности говорить и двигаться, и то, что я просыпаюсь внутри сна в своей собственной кровати.
Теперь немного обо мне:
Пару месяцев назад у меня были напряжённые отношения с родителями, но сейчас уже всё наладилось. У меня есть единственная лучшая подруга, мы с ней не ругаемся вообще.
Мужа у меня нет, парня и детей тоже, но меня это не волнует, я научилась ценить свободу.
Мне страшно засыпать, я с тревогой жду приближения ночи, плохо сплю, не высыпаюсь и с началом кошмаров у меня стала постоянно болеть голова.
Что это может быть? Что могут означать мои сны? Могут ли они сигнализировать о каких-то проблемах с психическим или физическим здоровьем? И, самое главное, как с этим бороться?
Автор вопроса: Дарья Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Унтерова Виктория Владимировна.
Доброго времени, Дарья! Сны - это голос нашего подсознательного. Считаю, что отсутствие голоса во сне, невозможность двигаться - это невозможность высказать то, что Вам хочется в реальности (либо Вы считаете, что ваши слова не воспринимают всерьез), делать то, что Вы хотите. А поскольку в первом сне Вы видели маму, то, скорее всего, данное состояние связано именно с вашими взаимоотношениями с родителями.
Хотя Вы пишете, что отношения с родителями налажены, но удовлетворены ли Вы полностью тем, что между вами происходит сейчас? Прислушиваются ли родители к Вам, вашим желаниям?
Если Вы придете к выводу, что вас не полностью устраивают отношения с родителями, то поговорите с ними. Расскажите, как важно для Вас, чтобы ваши слова были услышаны.
Вы чувствительный человек, стрессовые ситуации воспринимаются вашим организмом, как потрясение. Если событие чрезвычайно значимо для Вас, то его отголоски могут давать о себе знать еще продолжительное время, поэтому ваши сны также могут быть следствием не до конца прожитых неприятностей.
Подумайте, какие воспоминания все еще вызывают боль, опишите их на бумаге, пишите все, что приходит в голову до тех пор, пока не появится чувство освобождения. Скомкайте листки бумаги и скажите себе мысленно: "Я отпускаю эту боль, эти негативные эмоции от себя. Я свободна". Вынесите листы на улицу и сожгите их.
Скорее, ваши сны говорят об эмоциональной дестабилизации, нежели о каких-либо заболеваниях, т.к. в них нет ни физической боли, ни признаков удушья либо сбоев в дыхании.
Бороться с кошмарными снами можно несколькими способами: те, которые я написала выше, т.е. осознание того, что Вас беспокоит и проработка этих ситуаций (беседа, изложение на бумаге и ее сожжение, более конкретные техники смогу дать, если Вы найдете причину переживаний, по одному письму судить об этом нелегко).
Неплохо помогает в тяжелые дни, когда были какие-либо конфликты сделать что-то приятное для себя, успокоить себя мысленно, т.е. завершить день хорошо.
Желательно проветривать комнату перед сном, избегать нагрузок в вечернее время. Можно включать приятную для Вас расслабляющую музыку незадолго для сна, вспомнить о хороших событиях дня/недели.
Вы и сами уже смогли интуитивно найти возможность быстро выйти из кошмарного сна - укусили себя за палец. Для более приятных методов пробуждения можно так же положить рядом с собой в кровать какую -либо мягкую игрушку, например. Определить ей функцию "маяка", т.е. , мысленно или вслух проговорите, глядя на игрушку: "Ты будешь помогать мне вернуться в реальность, когда я дотронусь до тебя". И, если в дальнейшем будут сниться кошмары, и Вы будете осознавать, что это сон, из которого хотите выйти - нащупывайте игрушку, берите ее в руки, это поможет пробуждению.
Если же Вы сами не сможете найти причину вашего беспокойства, то можно обратиться к специалисту, практикующему эриксоновский гипноз и проработать ваши переживания на глубинном уровне.
Желаю спокойных и крепких снов!
С уважением,
Виктория.