Как наладить сон и гармонию с собой?

Вопрос психологу:
В последнее время я плохо сплю, по несколько раз за ночь просыпаюсь, часто снятся тревожные сны. На днях снилось, что я бегу, маневрируя между падающих деревьев. Несколькими днями позже снится моя бабушка (она умерла 8 месяцев назад, и я не могла приехать проститься с ней. Была заграницей. Я видела её ровно год назад и очень тоскую по ней. Часто плачу. Мои родные далеко, и мне не с кем поделиться своими переживаниями. А снилось мне, что я сижу с ней за столом у неё дома, она разговаривает с моей сестрой, но я понимаю, что слова её адресованы мне. Она говорит «не гоняться в поисках любви». (Я не в отношениях, постоянно в поиске, и уже чувствую острую потребность в том, чтобы любить и быть любимой). Я смотрю на неё и понимаю, что это мой сон, но думаю «вот она передо мной, я могу её обнять и почувствовать, и перенести это чувство в реальность», но не обняла. Я хочу поехать к ней домой и побыть там одна, может это именно то, что мне надо сделать: проститься и отпустить? И почти каждую ночь целый набор сцен и историй.
У меня хорошие отношения с мамой, мы очень близки, но часто мне хочется поменять её мышление. К тому же, у меня бывает ощущение, что она меня давит своим вниманием, и мне плохо от этих мыслей, потому что есть столько людей в мире, которые мечтают о такой маме! Она готова все отдать детям. Я её очень люблю и ценю, но хочу чтобы она больше думала и заботилась о себе, потому что она как никто этого заслуживает. Но я не могу ей все это сказать. Потом понимаю, что надо принимать родных такими, как они есть. С сестрой мы менее близки и очень разные, прям из разных миров и я учусь тоже принимать её такой, как она есть. Но это сложнее, чем с мамой. И вот я постоянно переживаю об отношениях с мамой, сестрой, тоскую по бабушке, и страдаю от одиночества. Как мне наладить гармонию с собой? Спасибо.
Автор вопроса: Марина Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Картвели Эрика Шалвовна.
Здравствуйте Марина!
Вы сами указываете причины своего беспокойного сна, тревожности : «…я бегу, маневрируя между падающих деревьев…. снится моя бабушка (она умерла 8 месяцев назад, и я не могла приехать проститься с ней)… очень тоскую по ней… плачу. ..родные далеко..»
По всей видимости, Вы были настолько погружены в какую-то обязательную деятельность 8 месяцев назад, что весьма размыто и неполно прошли стадию острого горя. В интернете подробно описаны этапы горевания при потере близких. Есть также книга Шефова С.А. «Психология горя». Почитайте, это поможет лучше понять себя и то, что делать далее, чтобы привести своё состояние к гармонии.
Что касается снов, то очевидно, мир представляется опасным и неуютным, что для выживания необходимо постоянное движение, а так хочется вернуться в то время, когда есть рядом добрый и мудрый родной человек, который посоветует и приободрит. К этому примешивается чувство вины («не могла приехать проститься»), скрытые негативные переживания по отношению к близким («…с мамой, мы очень близки, но …хочется поменять её мышление… она меня давит своим вниманием… хочу чтобы она больше думала и заботилась о себе, потому что она как никто этого заслуживает…..С сестрой мы менее близки и очень разные…. это сложнее, чем с мамой.»)
Вы хотите быть хорошей для всех близких( подозреваю, что и для других тоже), поэтому постоянно камуфлируете свои истинные эмоции, недовольство, стремлением всех понять и принять. Возникает вопрос : « Разве выражение собственных эмоций, чувств, мыслей, желаний – это непринятие родных и близких?» Что мешает сказать маме всё, что Вы написали тут? Тем более, Вы весьма тактично это сделали в письме по отношению к родным. Грубо, обидно, это ей богу не выглядит ничуть!
Чувствуется какая-то обида и одновременно злость на родных, вероятно Вы не чувствуете себя в своей колее жизни, нет ощущения, что проживаете свою жизнь. Тут какую-то роль сыграли близкие? В любом случае, главное это разобраться в себе, в том, что Важно для Вас. Какой Вы желаете себя видеть через год-два-пять -10 лет. Расставить приоритеты в своей жизни. Поставить цели. И начать движение в выбранном направлении. Только Вы мудро заметили, что «…хочу поехать к ней домой и побыть там одна, может это именно то, что мне надо сделать: проститься и отпустить», это первое, что надо будет сделать в годовщину ухода бабушки из нашего мира!
Вы пишите : «мне не с кем поделиться своими переживаниями». Разве расстояние мешает Вам быть искренней с мамой? Мама начнёт меняться, если увидит, что у Вас всё хорошо, что Вы счастливы. Тогда «…чтобы она больше думала и заботилась о себе». Покажите ей пример! Вы не в силах изменить других людей, пусть и самых родных, да Вы в силах изменить себя!
И действительно, во сне пришла подсказка, через образ бабушки : «не гоняться в поисках любви» , а «любить и быть любимой». Разница существенная!
1. Читаете книгу Шефова « Психология горя», анализируете своё состояние на данный момент и планируете поездку домой на годовщину.
2. Переосмысливаете своё отношение к Важным для Вас жизненным целям и расставляете приоритеты.
3. Разрешайте себе проявлять негативные чувства. Начните с того, что хоть подушку поколотите!!), Пойдите в пустынное или напротив очень шумное место и прокричитесь.
4. Учитесь саморегуляции. Дыхательные техники, последовательное напряжение и расслабление определённых групп мышц. Медитации, аффирмации. Пробуйте и ищите своё.
5. Учитесь принимать одиночество, как естественное состояние для думающего человека. Оно заканчивается там, где человек идёт к людям, что-то отдавать. А чтобы что-то отдавать, надо что-то иметь( знания, опыт, умения…). Что для этого надо сделать?
6. И главное, напишите о том, что Вы точно не принимаете в настоящий момент в людях ( отношение к ценностям, которые для Вас Важны, образ и стиль жизни), с которыми хотите общаться.
7. Принимайте, как Вы и делаете впрочем, сестру и маму, без попыток их менять, в тоже время, имеете право говорить о своих чувствах в отношении тех поступков, которые Вам неприятны. Меньше оценок, больше отсылок к поступкам.
Вы обязательно справитесь с кризисом, который Вас настиг Марина!
Желаю удачи!