Мне приснилось, что меня посадили в тюрьму.

Вопрос психологу:
Добрый день, уважаемые психологи! Меня зовут Амина, мне 23 года. Мне приснилось, что меня посадили в тюрьму. Некоторое время я находилась в СИЗО до оглашения приговора, с довольно хорошими людьми вокруг, вплоть до сотрудников. Однако, посадили меня по сфальсифицированному обвинению. Через нескольких дней я поняла, что меня все таки посадят на 10 лет, надеяться не на что и я не справлюсь. Я начала готовиться к самоубийству. Написала письмо своему мужу. Мысль о том, что через год-два он уже не сможет меня ждать и это вполне нормально - меня убивала. Меня уничтожало изнутри, что я не смогу обнимать его, видеться с ним, проводить с ним время и совсем скоро он и вовсе уйдёт к другой женщине. Я написала письмо, передала сотруднице и нашла таблетки. Дождалась суда. Судья огласила 10 лет тюремного заключения и спросила желаю ли я что-то сказать, я только попросила снять наручники на пару минут и дать мне обнять своего мужа. Обняла И рыдала, рыдала, рыдала. Проснулась от своих же всхлипываний и слез. Не могла остановиться от плача минут 10 наяву. Беременна. Сейчас мы с мужем в разных городах. Можете ли вы подсказать, что означает этот сон с психологической точки зрения? Благодарю за ответ! С уважением.
Автор вопроса: Амина Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Плескач Богдан Вадимович.
Уважаемая Амина!
Подход, которого я придерживаюсь, рассматривает сновидения как проявление внутренних потребностей, желаний, определенных идей. Упомянутые психологические «силы» (потребности, желания), как правило, выражаются символически, искаженно. По этому, можно попробовать разгадать сновидения – о чем же сновидец думал, что для него важно.
Очень часто сновидение состоит из воспоминаний (образов) о событиях, которые произошли в течении дня или нескольких дней назад. При этом, мало значимые события (увиденные в течении прошедшего дня) могут неожиданно приснится, и это означает, что они всколыхнули что-то в душе, вызвали сильные переживания. Во время сна мозг «упаковывает» произошедшие события в систему личного опыта и знаний о себе (создает на бессознательном уровне разнообразные ассоциации и аналогии) и это позволяет подготовить мозг к восприятию нового.
Попробую предположить, что могут означать отдельные образы сновидения.
Суд и отбывание наказания.
В психике человека есть инстанция, которая отвечает за оценку поведения (Супер-Его). Задача этой инстанции оценивать в какой мере поведение человека соответствует усвоенным нормам. Наличие такой оценки позволяет корректировать поведение с целью обеспечить выживание. Так, человек – постарается избегать поведения, которое вызовет осуждение со стороны общества, в котором он живет. Инстанция, которая его останавливает называется – Супер-Его. С инстанцией Супер –Его бывают проблемы. Так, она может быть чрезмерно развита и в таком случае блокируются здоровые начинания, а чрезмерное самоосуждение приводит к депрессии. В другом случае, эта инстанция может быть не сформирована – и проблема таких людей в том, что они могут злоупотреблять своим положением и не чувствовать от этого никаких сомнений и угрызений. Обычно, такие люди не обращаются к психологам.
Предполагаю, что сюжет, который разворачивается в сновидении – пребывание в СИЗО и под судом – может означать Ваши внутренние моральные оценки (Супер-Его).
Интрига сюжета состоит в том, что обвинения ложны, неправдивы а значит – наказание не справедливо.
Мой опыт работы со сновидениями – показывает, что, обычно, главный герой сновидения, наоборот, стремится убежать от «сновидческого правосудия», полиции и т.д. И такие сюжеты можно интерпретировать как здоровую потребность избежать слишком жестокого самоосуждения. То есть избежать слишком строгого, сурового Супер-Его. Суть в том, что в сновидении, как и в фантазии, – могут быть реализованы наши желания. И сюжет сна не подчиняется физическим законам а он в распоряжении фантазии. Во сне, побег из тюрьмы возможен! И, в свете борьбы против чрезмерного осуждения со стороны Супер-Его, даже необходим.
В Вашем сновидении, наоборот, главная героиня соглашается с аспектами, которые вытекают из приговора а именно: что придется отбывать 10-летние наказание и это чрезмерно. Героиня думает о том, что чрезмерным будет разрыв привязанности, от себя добавлю, что несправедливый приговор – тоже чрезмерно.
То есть в этом сне выражается страхи, а именно – быть несправедливо обвиненной, столкнутся с разрывом привязанности. Как главная героиня сновидения реагирует на возможны события? Героиня предполагает, что они уже случились, и составляет план самоуничтожения.
Такая сюжетная линия может означать, что Супер-Его слишком строго в своих самооценках. Оно оценивает слишком мрачно событие, которые еще не случились, а наказание осуществляется чрезмерное. Вместо оправдания по несправедливому договору – 10 лет наказания. Вместо 10 лет – вся жизнь.
Мне бы хотелось, чтобы сюжет сна развивался более оптимистично, был бы жизнеутверждающим. Например, сотрудница СИЗО передала бы ключи, а таблетками была бы усыплена охрана. В камере оказался подземный ход и т.д.
Идеальным вариантом развития сюжета может быть, например, история из мультика «Груффало» про хитрого мышонка, который всех обманул.
Или заключительные моменты в фильмах (боевиках) про Джеймса Борна (Идентификация Борна, Превосходство Борна, Ультиматум Борна, Эволюция Борна) в которых оказывается, что главный герой выжил не смотря на то, что он был против всей системы.
Героиня обнимает мужа и плачет.
При беременности существенно меняется гормональный фон и это в свою очередь может влиять на эмоции, которые стают быть более тонкими, сильными, легко меняются. Эмоции грусти связаны с потребностью в психологической привязанности, которая тесно связана с выживанием: ребенок и мать чувствуют психологическую привязанность друг к другу и это обеспечивает заботу и выживание. Психологическая привязанность присутствует между мужем и женой, что обеспечивает взаимную поддержку, улучшает возможность преодолевать трудности, создает благоприятные условия для воспитания детей. Так как, на момент сновидения, муж был в командировке то переживания, связанные с временной разлукой – могли вполне могли обыгрываться в сновидении. То есть, я считаю, что в этом фрагменте (героиня обнимает мужа и плачет) приснились переживания грусти, которые в сновидении преувеличены и превратились в сильную грусть.
Ограничение действий.
В сновидении, героиня находится в тюрьме где вынуждена подчинятся распорядку этого заведения. В зале суда на ней наручники, не дают возможность для объятий. То есть, в сновидении обыгрывается идея ограничения действий. Возможно, например, это связано с тем, что Вы хотели бы быть рядом с мужем, но вынуждены были остаться дома.
Сновидение как микроскоп.
Выдвинутые мною предположения про представленное Вами сновидения очень часто объясняют сюжет на основе принципа увеличения. Так, я писал о том, что требования Супер-Его преувеличены, что эмоции легкой грусти стали в сновидении слишком сильные, что временные ограничения кажутся слишком тяжелыми. Очень часто сновидение может быть своего рода микроскопом, который позволяет «всмотреться» в происходящие события путем многократного их увеличения (преувеличения) и это дает возможность лучше понять происходящие события.
Наверное, это основные идеи, которые могу сказать по представленному сновидению.
Надеюсь, что смог Вам помочь.
С уважением, Богдан.