Скупость, боязнь тратить деньги.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мой проблема состоит в том, что я слишком скупая. Как мне самой кажется, этот порок у меня с детства, с того момента, как у меня появились свои карманные деньги. Возможно, это связано с тем, что с первого класса я жила с бабушкой и дедушкой, пенсионерами и, соответственно, людьми малообеспеченными. Сама я, понимая это, слишком требовательной не была, почти никогда не капризничала из-за того, что мне не могут купить дорогую игрушку или сладости и привыкла к умеренности. По натуре я довольно замкнутый и недоверчивый человек, но не мизантроп, в коллективе уживаюсь нормально. Серьёзная психологическая травма была одна – смерть матери, после которой я и переехала к её родителям. С отцом долгое время отношения были натянутые, но он регулярно посылал мне деньги – 5 тысяч в месяц. Сейчас ситуация изменилась. Мне 19 лет, я учусь в университете, живу в недорогом общежитии, не работаю, но получаю приличную стипендию, к тому же отец продолжает посылать мне деньги (теперь уже по 10 тысяч, так как и зарабатывать он стал больше), так что от их отсутствия я не страдаю. Но страх тратить деньги остался. Откладывать их получается как бы само собой, поэтому у меня уже накоплена весьма приличная сумма, при этом я даже не могу сказать, на что я её коплю. Всё время кажется, что вдруг со мной или с кем-нибудь из близких случится что-нибудь плохое и потребуется много денег (на лечение, например), или что вдруг все эти деньги пропадут с карты и я останусь без гроша в кармане. Понимаю, что деньги обесцениваются, но в финансах ничего не смыслю, поэтому не знаю даже, во что их вложить, чтобы сохранить. Тратить деньги бывает тяжело, даже когда понимаю, что трачу на нужное, в магазине большую часть времени хожу и сравниваю ценники, бывает, что после покупки вещи, которую мне хотелось, портится настроение, начинаю доказывать себе, что без неё можно было и обойтись. Даже из-за подарков близким начинает порой жаба душить, хотя и стыдно. Иногда, впрочем, раз в 2-3 месяца накатывает приступ «неслыханной щедрости», и я могу, например, пожертвовать тысячу-полторы в фонд помощи больным детям. После этого настроение обычно повышается, я чувствую, что эти деньги пойдут на благое дело и уже не кажусь себе такой жадной. Но потом вновь начинаются сомнения, я задумываюсь, а не слишком ли мало я пожертвовала, а действительно ли эти деньги пойдут на лечение детей или их кто-нибудь прикарманил, и т.д. Как же побороть в себе скупость?
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Толстова Юлия Евгеньевна.
Здравствуйте, Анастасия!
Ваша скупость, как вы правильно определили родом из детства.
Из-за трагической ситуации , Вы рано повзрослели, и живя с бабушкой и дедушкой, как сами пишите,никогда не капризничали и ничего не требовали, то есть подавляли в себе эмоции, которые проявляет любой ребёнок, зная, что за его спиной есть тыл-его родители,и поэтому живущий беззаботной жизнью.
Вам не хватило в детстве светлых эмоций и чувственных переживаний, отсюда и развилась ваша замкнутость и недоверие ( эмоциональная холодность).
Так же из-за экономии в семье выстроилась некая модель обращения с деньгами-накопительство и нежелание с ними расстаться.
Ваши сомнения возникают из-за неуверенности в себе, в завтрашнем дне, в правильности поступков.
Деньги для Вас- это гарант уверенности в будущем, ваша психологическая безопасность.
Страх потерять их- это страх не справиться с трудностями.
Вы не уверены в себе, Вы постоянно сомневаетесь, то есть Вы себе не доверяете . Вы не можете тратить деньги просто, чтобы доставить удовольствие себе и близким, хотя и боитесь быть отвергнутой и испытываете угрызения совести
Самое страшное для Вас не справиться с трудностями, если деньги закончатся. Из-за этого Вы живёте в постоянном напряжении и испытываете отрицательные эмоции ( страх, стыд).
Ваша скупость-это действительно проблема. Чтобы преодолеть её Вам надо работать над собой, и даже возможно посещать психолога.
Вы должны понять и принять, что деньги-это материальное благо и они не заменят ласкового слова, тёплого взгляда, дружеских объятий. Они не приносят счастья для человека, не дают ему свободу, не избавляют от несчастий и трудностей. Всё это делает САМ ЧЕЛОВЕК!
Деньги предоставляют лишь возможности- поддерживать своё здоровье, достойно выглядеть, помогать людям. Порог возможностей у каждого разный и зависит от уровня развития человека, от его желаний и амбиций.
Ведь помогая людям, и тратя деньги на благотворительность, Вы испытываете, хоть и ненадолго радость и счастье, что помогли кому-то. Запомните это чувство. Оно должно быть с Вами постоянно, независимо от количества потраченных денег. Убеждайте себя, что Вы сделали всё правильно, боритесь со своими сомнениями.
Повышайте свою самооценку:разрешайте себе делать то, что вы хотите, начните тратить деньги хотя бы по чуть-чуть на себя и на то, что посчитаете нужным, разрешите себе быть счастливой, проиграйте картину потери денег и ответьте на вопрос, что вы будете делать, мысля при этом конструктивно ( деньги можно заработать...).
Побороть страх можно только трезво оценив его, когда "бросаешь ему вызов",то есть стать самой сильнее страха, а так же тренировать свою решительность и бесстрашие. Вы боитесь тратить деньги- значит надо начать их тратить хотя бы понемногу,начать отдавать.....
Я желаю Вам всего самого наилучшего. Будьте счастливы!