Как перестать бояться общения с людьми и их оценок?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Помогите мне пожалуйста, я просто в отчаянии. Я точно не помню с чего все началось, но где-то примерно в возрасте 5 лет в детском саду произошло неприятное для меня событие. Было время тихого часа, но мы дети почему-то не спали, воспитателя в это время тоже почему-то не было. Все дети кричали, бегали по кроватям ну и т.д.. Потом завязался какой-то спор и я что-то сказала. Почему-то я не помню что именно произошло, но хорошо помню реакцию других детей. Они меня начали оскорблять и что самое ужасное в этом принимала участие девочка которая была лучшей подругой. Я помню этот шок от того что подруга может так поступить. После этого каждый поход в сад стал пыткой. Я помню как я бежала за мамой, как билась в истерике, как воспитатели меня пытались успокоить. Это был ад какой-то. В саду я боялась играть, спать вообщем всего. Потом случилось ещё одно событие. Я рассказала другой подруге по секрету, что мне очень нравится один мальчик. После чего она сказала мне что она все ему рассказала тому мальчику. Для меня это было подобно смерти, мне почему-то было стыдно за свои чувства, после этого случая я перестала выходить на улицу, общаться с детьми не только в саду, но и на прогулке дома. Хотя с этими подругами я общалась. Потом началась школа. В школе я также была замкнутой, мне было очень тяжело общаться с другими детьми. В школе меня воспринимали нормально, хотя были некоторые люди которые могли унизить, но было терпимо. К концу школы я освоилась, но в 11 классе я вдруг поняла что боюсь ходить в школу. Дальше был колледж в который я тоже боялась ходить. Кстати с 11 класса и по сей день когда мне нужно куда-то идти меня мучает рвота из-за сильного страха. Потом была работа и все то же самое. Ни где я не заводила ни каких дружеских связей, а старые исчезли давно. Мне очень трудно общаться с людьми, я всегда задаю себе вопрос а чем я могу понравиться людям и сразу отвечаю ничем. У меня нет друзей, никогда не было отношений с мужчинами, я сижу дома каждый день одна. Я хочу работать, хочу семью, хочу быть нормальным человеком, но я не знаю как все это устроить. Мне очень страшно остаться одной. Когда я думаю о своей жизни мне становится ещё страшней, я не могу избавиться от мыслей о печальном будущем. То что для других людей обычная жизнь для меня непреодолимое обстоятельство. Я хочу изменить жизнь но не знаю как это сделать. Сейчас я живу с родителями. Отец алкоголик, кстати он тоже с детства меня унижал и унижает до сих пор. Называл в детстве меня червяком, слизняком, никчемной и т.д..
Подскажите как перестать бояться общения с людьми, как перестать больно реагировать на обидные слова, насмешки?
Автор вопроса: Анна Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Васильева Юлия Владимировна.
Здравствуйте, Анна!
Желание менять свою жизнь – это признак готовности к добрым переменам! Анна, спасибо за подробный рассказ, исходя из вашего письма, мы с вами начнем двигаться в двух направлениях:
Во-первых, работа над самооценкой;
Во-вторых, научиться не зависеть от мнений окружающих.
Анна, в вашем состоянии вам строго запрещается заниматься самосожалением! Но требуется действовать и кропотливо работать над своей личностью, чтобы добиться хороших результатов!
Итак, начнем!
Что такое самооценка? Это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. Формирование самооценки происходит обычно в детстве, когда возможности человека еще развиты слабо. Кроме того, серьезное влияние оказывает негативное окружение. Уровень самооценки влияет на все поступки человека. Повысить самооценку вполне реально, хотя это довольно медленный процесс. Аня, ваш случай в детском саду, мне рисует вот такой образ, это когда маленький ребенок начинает ходить и часто падает, но падение и шишки не останавливают его в том, чтобы хорошо научиться ходить. Вы дважды разочаровались в друзьях, и этот случай стал препятствием в развитии отношений с людьми и причиной возникновения низкой самооценки. Но! На этом нельзя останавливаться! Из разочарований и радостей состоит вся наша жизнь, и мы должны научиться справляться с трудностями и бедами, независимо от мнения людей. Не замыкаться и прятаться после конфликтной ситуации, а наоборот защищать и говорить свое мнение, таким образом, человек выстраивает свою самооценку, преодолевая барьер непринятия. В детстве это у вас не получилось, зато получится теперь.
Хочу дать вам рекомендации, которые необходимо будет выполнять для того, чтобы сформировать здоровую самооценку:
1. Прекратить сравнивать себя с другими! Всегда в твоем окружении будут люди, обладающие такими способностями, которыми не обладаешь ты, но, те способности и особенности, которые есть у тебя, не всегда присутствуют у других. В итоге, воспринимай себя уникальной и особенной и гордись тем, что ты ни на кого не похожа! Ты - единственная и неповторимая!
2. Прекратить себя ругать и порицать! Ты не сможешь развить в себе здоровый уровень самооценки, если будешь постоянно повторять о себе негативные высказывания. Избегай самоуничижительных комментариев.
3. Используй аффирмации ( утверждения) для того, чтобы повысить свою самооценку. Например: « Я люблю и принимаю себя!»; « Я умная, красивая и достойная девушка!»; « У меня все получается»; « Я буду иметь счастливую семью!»; « Я буду любить и буду любима своим мужем!» и т.д. Утверждения можно написать на листке и развесить там, где ты чаще всего сможешь их видеть и повторять. Или можно их провозглашать каждое утро и перед сном. Каждый раз, когда ты будешь повторять аффирмации, ты станешь переживать положительные эмоции, что усилит эффект.
4. Начни общаться с позитивными и уверенными в себе людьми. Я понимаю, что для тебя это будет непростой шаг, но чтобы сформировать здоровую самооценку очень важно начать общаться, побеждая свое смущение и страх!
5. Сделай список своих хороших качеств. Ты честна? Ты бескорыстна? Ты способна сопереживать? И т.д. Возвращайся к этому списку как можно чаще, перечитывай и добавляй новые достоинства. Таким образом ты начнешь себя совсем по другому воспринимать. Важно, чтобы ты сама себя начала уважать!
6. Начни больше давать другим. Здесь подразумевается отдача самого себя в виде поступков, которыми ты сможешь помочь другим. Например, устройся волонтером в благотворительную организацию и начни посещать деток в интернатах или пожилых людей. Твоя любовь, внимание, теплота будет дороже денег или еще какой-то материальной помощи. Таким образом, ты почувствуешь свою значимость.
7. Старайся заниматься тем, что тебе нравится. Самооценка процветает, когда ты занята работой или еще какой-нибудь деятельностью, которая приносит тебе удовольствие и дает возможность почувствовать себя ценной. Возможно, это будут какие-то творческие увлечения, которые принесут тебе радость.
8. Займись саморазвитием. Используй семинары, книги, аудио и видеозаписи, посвященные повышению самооценки. Любая информация, которая поступит в твой мозг, будет формировать твою самооценку и твое поведение. Избегай негативной информации, следи за тем, что ты слушаешь и смотришь. Информацию можно сравнить с пищей, полезнее питаться здоровой пищей, нежели ошметками с мусорки.
Аня, ты упомянула об отце, который до сих пор в твой адрес не лестно отзывается. Было бы лучше, если бы ты сменила место жительства, но если нет такой возможности жить самостоятельно, тогда рекомендую тебе в своем разуме поставить барьер и просто запретить себе слышать негативные высказывания о себе, пусть это не влияет на твою самооценку и твое будущее.
Теперь перейдем ко второй части нашей работы над собой.
Как научиться не зависеть от мнения окружающих?
Человеческая натура такова, что мы хотим быть любимыми и уважаемыми. Это здоровая потребность каждого человека. Но надо помнить, что не все люди будут воспринимать нас «на ура», будут рядом с нами критики, завистники и сплетники. Поэтому, надо в себе выработать определенное мышление, которое поможет тебе себя защитить от негативных высказываний в твой адрес и не повлияет на твою самооценку.
Во-первых, окружай себя людьми, которые будут принимать тебя такой, какая ты есть. Друзья, которые готовы тебя поддержать в любом начинании, вдохновить в поисках своего пути, создадут в твоей жизни ощущение защищенности. Такие люди есть! (первый человек-это я))). НЕ все предатели! Общаясь с людьми, учись потихоньку им доверять, в дальнейшем станет проще.
Во-вторых, будь честна с собой и живи настоящим.
Только от тебя зависит, как ты будешь себя чувствовать каждый день. Разве приятно испытывать постоянный страх и волнение от мысли, что общество не одобрит твой поступок? Перестань об этом думать!!! Перестань помнить о том, что в прошлом кто-то неправильно обошелся с тобой. Начни жить настоящим! Не забывай, что только ты ответственна за свои мысли и поступки. Каждый человек имеет свое мнение и только тебе решать повлияет это мнение на тебя или нет.
В-третьих, мнение окружающих не должно тебя волновать. Человек может высказать свою точку зрения, но это не значит, что ты должна подчиниться ей. У тебя есть на это свое мнение, поэтому стой на нем крепко, не колеблясь. После нескольких раз жизненной тренировки, ты почувствуешь себя уверенной в себе! Мнение окружающих сможет повлиять на тебя только тогда, когда ты сама позволишь этому мнению стать определяющим в твоей жизни.
В – четвертых, ты уникальна, как никто другой.
Не подстраивайся под окружающих, как только ты впускаешь дом советов в свою голову, ты перестаешь быть самой собой. Для всех мил не будешь. Принимай решения и делай свой выбор самостоятельно. Защищай свою индивидуальность!
В-пятых, люди не так часто обращают на тебя внимание, как тебе кажется.
Люди, как правило, увлечены своими заботами и проблемами. У них есть своя жизнь, которая их волнует гораздо больше, чем твоя. Подумай, как часто ты обращаешь внимание на то, во что одеты окружающие? Испачкана ли у кого-то рубашка? Замечаешь ли ты затяжки на колготках у девушек? Я думаю, что нет. Так и они меньше всего вдаются в размышления о тебе.
В-шестых, будь верна себе. Живи своей собственной жизнью.
Проводи свою жизнь так, как тебе хочется ее проводить.
Анна, когда ты будешь действовать, независимо от получаемого результата, будет расти твое чувство самоуважения. Ты не сможешь развить в себе здоровый образ самооценки, если будешь сидеть на месте и не принимать возникающие перед тобой вызовы. Поэтому не медли с действиями, пусть никакой страх и неуверенность не останавливают тебя. Ты – уникальная личность, с огромными возможностями и потенциалом. По мере того, как твоя самооценка будет расти, твои истинные способности будут раскрываться. Ты не будешь ориентироваться на одобрение других людей, твои взаимоотношения будут на много полезней как для тебя, так и для других, ты будешь делать то, что будет приносить тебе радость и удовольствие, и самое главное ты научишься рисковать и побеждать страх.
Действуй!
Буду рада обратной связи.